К возможно незаконной приватизации ряда активов ОСК могли приложить руку люди из "списка Forbes", знакомые с экс-главой корпорации Алексеем Рахмановым....
Генпрокуратура обжалует "приватизацию" госактивов, по которым в 90-х после сделок "Северной верфи", на сегодня входящей в "Объединенную судостроительную корпорацию", активы бывшего завода Жданова разошлись по частным рукам - через выделение из завода верфи, ОАО "Норд-Вест Северной верфи", "Эфес-СВ", "Нива-СВ", "Инструмент-СВ" и АО "Машиностроение-СВ".
Три компании после начала проверок прокуратуры стали числиться "в стадии ликвидации", потому прокурор заподозрил бенефициаров в попытке "перепрятать" госимущество и потребовал ареста активов. В качестве бенефициаров ответчиков фигурируют бизнесмены Борис Гринберг и Тимур Абдурахманов, который ранее в ОСК возглавлял энергоактив и был назначен при Алексее Рахманове.
В запутанной истории увода государственных активов, следы в которой привели к ряду фигурантов списка Forbes, разбирался корреспондент The Moscow Post.
Раз баланс, два баланс
29 ноября арбитраж рассмотрит иск замгенпрокурора к ОАО "Норд-Вест Северной верфи" и АО "Мебельная фабрика СВ". Фактически прокурор обжалует приватизацию ряда госактивов, которые уплыли в частные руки по договору от ноября 1995 года об образовании и деятельности холдинговой группы. Именно этот договор и оспаривается, одновременно с требованием восстановить положение до нарушения права РФ и списать акции "Норд-Вест СВ" со счета мебельной фабрики и зачислить их Росимуществу.
Фото: https://kad.arbitr.ru
Одновременно с этим было удовлетворено ходатайство об обеспечительных мерах - запрете распоряжаться акциями, аресте движимого и недвижимого имущества "Норд-Вест СВ".
Помимо этого иска, прокурор подал ещё четыре, связанных с этим делом. В рамках первого спора планируется вернуть акции и активы АО "Эфес-СВ", расторгнув договор об образовании холдинга, второго - АО "Нива-СВ", третьего - АО "Инструмент-СВ", четвертого - АО "Машиностроение СВ". Все юрлица созданы через выделение активов завода им. Жданова, как и ПАО Судостроительный завод "Северная Верфь", что как минимум с 2008 года - часть дивизиона ОСК и находится в госсобственности (на 2021 год), но актуальные акционеры с некоторых пор не раскрываются.
Фото: https://www.e-disclosure.ru
Вот только, как выяснилось из иска прокурора, в 90-х с завода, вероятно, банально вывели ликвидные активы - через создание новых юрлиц, то есть фактически раздробили. Например, АО "Машиностроение СВ" - это результат выделения машиностроительного производства завода им. Жданова в фирму по изготовлению узлов и механизмов для флота.
После выделения активы медленно, но верно расползлись по частным рукам. Причастных к подобной ловкости рук вскроет суд по искам прокуратуры, но уже очевидно, что есть намётки и на уголовное дело.
Три из пяти компаний - фигурантов исков числятся в стадии ликвидации, потому прокурор посчитал, что, зная о проводимых прокуратурой надзорных мероприятиях, ответчики приняли решение ликвидировать их, а выведенное на них "государственное имущество - распределить между собой". И что занятно, предпосылок для ликвидации нет. Например, АО "Нива-СВ" в 2022 году демонстрировало чистую прибыль - 121 млн рублей, а АО "Инструмент-СВ" - 5,1 млн рублей. Так может в опасениях прокурора есть доля истины?
Фото: https://kad.arbitr.ru
Все фирмы связаны между собой, а четыре из них и вовсе были господрядчиками, в том числе для нужд "Северной верфи".
Так, кто же приложил свою руку к "дербану" государственных активов?
Бенефициары и их сотоварищи...
Схема владения вышеуказанными активами выглядит следующим образом. ОАО "Норд-Вест Северной верфи" находится в собственности "Северной верфи" (80%) и АО "Мебельная фабрика СВ". Бенефициарами последнего являются Борис Гринберг и Тимур Абдурахманов, которые, совместно с "Северной верфью", также являются бенефициарами и "Эфеса-СВ".
Крупными акционерами "Нива-СВ" (а оно в свою очередь основной акционер - "Инструмент-СВ"), судя по материалам суда, выступают ООО "Петербургские Отельеры", которое принадлежит Гринбергу и Абдурахманову, а также Вячеслав Белозеров, Светлана Купрессова (директор - АО "Мебельная фабрика СВ") и Юрий Мордвов, что возглавляет одну из компаний Гринберга - ООО "Гранат".
В "Гранате" среди владельцев также отметился Алексей Вертягин - директор ООО "УК "Русхим" депутата Госдумы ряда созывов Виталия Южилина, Дмитрия Озерского (председатель совета директоров Северо-Западного рыбопромышленного консорциума) и Марии Миргородской (вероятно, родственница Геннадия Миргородского - партнёра Озерского).
Но и на этом перечень богатых и знаменитых, наследивших в истории активов ОСК, не заканчивается. Так, в том же "Гранате" присутствует некий Алексей Фролов, у которого есть ООО "НПЦ "Топаз", где дольку имеет Олег Николаевич Орлов. Уж не родственник ли директора "Северной верфи" Игоря Орлова?
Фото: https://www.rusprofile.ru/
Но идём дальше.
А также "щепотка" чиновников
Интересный факт: до Купрессовой мебельной фабрикой управляло ООО "ПО "Судовое Машиностроение", совладельцем которого является Евгений Годовиков и Олег Морозов. При этом директором (в роли ликвидатора) "Нива-СВ" числится Владимир Годовиков. Последний был ранее совладельцем некоего ООО "М.П.", которое он приобрёл у ООО "Поле Сукко", что принадлежит ООО "Эр-СИ-Пи".
За ООО "Эр-СИ-Пи" ранее стояли интересы финансиста Валерия Щербилина (банк "Церих"), а также олигархов Александра Фролова и Александра Абрамова (группа "Евраз").
Фото: https://www.rusprofile.ru
Морозов же - это бывший директор корпорации развития Крыма (учредитель - Минэкономразвития Крыма).
Фото: https://www.rusprofile.ru/
Занятные выплывают связи, не находите?
В АО "Машиностроение-СВ", судя по материалам суда, основным акционером является ООО "Научно-производственное объединение "Топаз", которое принадлежит снова Гринбергу и Абдурахманову. У НПО "Топаз" за спиной также парочка контрактов с "Северной верфью" - на 22.1 млн рублей. А по одному адресу с "Топазом" было прописано ООО "ПО "Судовое Машиностроение" Морозова и Годовикова, что может говорить о тесной связи бенефициаров между друг другом.
Фото: https://www.rusprofile.ru/
Таким образом, наибольший кусок лакомого пирога, то есть активов верфи, ушли в руки Гринберга и Абдурахманова. Об этих господах довольно мало известно в открытом пространстве. Но важный факт: Абдурахманов - это бывший директор АО "Сетевая компания "ОСК", которое входит в госкорпорацию и предоставляет услуги энергоснабжения. И на пост данного г-на назначали, когда ОСК руководил уже Рахманов. Так может и в остальном он является его же протеже?
Фото: https://www.rusprofile.ru/
Помимо этого, среди партнёров Абдурахманова (по рыбсовхозу Нарядный имени 50 Лет Победы) есть некий Сергей Арцыман - директор правопреемника одного из старейших предприятий АО "Санкт-Петербургская авиаремонтная компания" (поставщик госконтрактов на более чем 4,5 млрд рублей). Последнее в 90-х выкупил кадровый офицер, работавший на заводе Минобороны Юрий Борисов. Про него издание "НГ" ранее сообщало, как о спонсоре выборной кампании Роландаса Паксаса, ставшего в итоге главой Литвы. Ещё один важный момент АО вело дела с "Рособоронэкспорт" из дивизиона госкорпорации "Ростех".
Также у Абдурахманова был общий актив с вышеуказанным бывшим чиновником Морозовым - они вместе учреждали ОАО "Национальная рефрижераторная компания".
Что касается Гринберга, то здесь ситуация ещё более загадочная. По одному из активов (ООО "Русский Промышленник") он связан с вышеуказанным Вертягиным - директором ООО "УК "Русхим". Там же, в "Русском Промышленнике", ранее среди совладельцев был нынешний директор ООО "Сибур" из одноимённой группы Леонида Михельсона - Михаил Карисалов.
Экий удивительный "список Forbes" вокруг активов "Северной верфи" собрался.
Кроме того, полный тёзка Гринберга в 1996 году выдвигался в депутаты Госдумы и, как сообщала газета "Коммерсант", фигурировал в скандальной истории, связанной с мошенничеством в отношении "Башнефти". В материале уточнялось, что Гринберг возглавлял также созданную для строительства новых мощностей для хранения и переработки сельхозпродукции постановлением Совмин РСФСР Российско-североамериканскую государственную акционерную компанию "Роскана", среди соучредителей которой и была "Башнефть", которая "кредитовала" актив. Вот эти заемные средства позднее и стали причиной скандала.
Следует отметить, что в отчете "Северной верфи" за 2022 год отмечалось, что "ключевые обязательства общества по сдаче кораблей и судов в отчетном году не выполнены". При этом детали невыполнения скрыты.
Тут не лишне напомнить, что в 2016 году верфь проиграла спор с "Эфес-СВ" за использование инженерной инфраструктуры. При этом уточнялось, что речь шла о повышении арендной платы. Удивительная наглость, как на наш взгляд, с учётом, чьи активы на балансе "Эфеса".
Возможно, возвращение акций пяти бывших "осколков" завода Жданова, и, как следствие, ранее выведенных активов позволит улучшить ситуацию для судостроителя. А пока же общество ждёт результата судов и возбуждения уголовного дела. Должен же кто-то ответить за вывод активов в частные руки? Будет ли в списке ответственных многолетний директор ОСК Рахманов, несколько месяцев назад потерявший свой пост и при котором корпорация демонстрировала многомиллиардные убытки, покажет время.
Напомним, в октябре текущего года 100% акций ОСК получил банк ВТБ, а Алексей Рахманов оставил пост главы холдинга.
Читать на "The Moscow Post"