Многострадальную "Среднеуральскую птицефабрику" из холдинга "Равис" уральского предпринимателя Андрея Косилова, наконец, выставили на продажу. Но скорее всего, она уйдёт ...
В последние годы фабрика стала настоящим эпицентром скандалов, которые влияли чуть ли не на политику региона. Как развивалась ситуация с фабрикой - в материале корреспондента The Moscow Post в Свердловской области.
Сумма, в которую владельцы птицефабрики оценили свой актив, не называется - договариваться об этом будут с покупателем. Между тем, по слухам, владельцы якобы рассчитывают выручить за актив порядка 1,3 млрд рублей. Надо сказать, весьма скромная сумма, если учесть, что только за последние годы в фабрику было вложено около полутора миллиардов.
В своё время производство едва не "довело до ручки" правительство Свердловской области, которому оно, собственно, и принадлежало. Из-за большого количества долгов и последовавшего банкротства, структуру было решено продать.
В 2015 году один из крупнейших банков страны выставил на торги своего должника — птицефабрику "Среднеуральская" — за 556 миллионов рублей. В имущественный комплекс входили земельный участок и 40 птичников. Обанкротившееся предприятие купил агрохолдинг "Равис".
Избавиться от "токсичного" активаВместе с тем, многие до сих пор считают, что фабрику "до ручки" довела администрация губернатора Евгения Куйвашева. Ведь именно региону фабрика принадлежала ранее, а конкретней - Министерству управления госимуществом Свердловской области (МУГСО).
Её продажа, да еще по весьма невысокой цене, происходила на фоне уголовных разбирательств. Собственно, всё предположение заключается в том, что продажей фабрики Куйвашев мог вывести из-под удара членов собственной команды.
С 2015 года следователи проверяли топ-менеджмент фабрики на причастность к нанесению птицефабрике ущерба в сумме более 76 млн руб. В конце 2019 года следствие было прекращено: основанием отсутствие в их действиях состава преступления. Об этом писал "Коммерсант".
Следствие считало, что ущерб в 76 млн рублей сформировался из-за того, что ответственные за предприятие лица предоставляли преимущества для целого ряда компаний - ООО "Агропремиум", ООО "Проект-А", ООО "Сибтранском", и других.
В частности, птицефабрика покупала у них сырье для комбикорма по завышенной цене, а готовую продукцию сбывала своим контрагентам по заниженным ценам, в результате чего птицефабрика недополучила 31,7 млн рублей.
По мнению экспертов, бывшему руководству предприятия, а именно Сергею Широкову и Александру Виноградову, которые якобы близки к Куйвашеву, решение следователей прекратить расследование может помочь избежать субсидиарной ответственности по долгам птицефабрики.
На руку это и собственно куйвашевским чиновникам. Саму отрасль в середине десятых годов курировал Александр Самбурский, бывший замглавы МУГИСО, после уехавший работать министром природных ресурсов и имущественных отношений Оренбургской области.
Кроме того, к сомнительным сделкам предприятия мог быть причастен тогдашний замминистра агропромышленного комплекса Дмитрий Дегтярев, который после стал министром в правительстве Куйвашева. Только узнать у Дегтярева подробности жизни фабрики в те годы уже не получится - чиновник скончался в 2020 году он коронавирусной инфекции.
В любом случае, если на фабрике были какие-то махинации, что и привело её к банкротству, то ситуация давно уже остыла. А вот господин Косилов в качестве нового собственника руководство области явно не устроил - часто, что называется, показывал зубы.
Как утверждают злые языки, фабрику могли сначала обескровить, а потом просто "сбагрить" Косилову в надежде, что он не будет "рыть", кто и что делал на предприятии до него, а поднимет производство. Стоять за таким решением мог лично губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Но если такой "размен" и был, то принес региону куда больше проблем, чем выгод.
Сейчас 98% ООО "Птицефабрика "Среднеуральская" принадлежит компании "Равис-Птицефабрика Сосновская" (98 %), еще по 1% принадлежит Андрею Косилову и Игорю Сербинову. За 2021 год выручка ООО "Птицефабрика "Среднеуральская" упала на 82% и составила 215,6 миллиона рублей, чистый убыток составил 238 миллионов рублей.
Фото: Rusprofile.ru
При этом стоимость активов структуры - минус 655 млн рублей. То есть, на компании всё еще должны висеть крупные долги. Вместе с тем, за минувшие годы челябинцы вложили в птицефабрику более 1,5 миллиарда рублей — эту цифру Андрей Косилов называл прошлым летом.
Фото: Rusprofile.ru
Предприниматель сетовал, что несмотря на это фабрике так и не дали зеленый свет контрольно-надзорные органы. Хотя деньги, по его словам, пошли на строительство очистных сооружений. Но администрация города Среднеуральска якобы не согласовала их ввод в строй - об этом пишет "Правда УрФО".
"Грязный" бизнесНеобходимость в строительстве подобных сооружений действительно была. Как мы уже сказали, фабрика - генератор целой серии скандалов, особняком в которых стоят безобразия экологического характера. Минувшей весной фабрику оштрафовали на 11,8 миллиона рублей за загрязнение почвы. В прокуратуре Свердловской области сообщили, что предприятие незаконно сливало отходы на сельскохозяйственные земли. Об этом пишет Е1.
Это далеко не первый подобный случай. После приобретения "Рависом" за фабрикой закрепилось прилагательное "грязная". В ноябре 2019 года птицефабрику "Равис" и Андрея Косилова привлекли к административной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха. В итоге предприятие оштрафовали на 120 тысяч, а ее руководителя — на 12 тысяч рублей.
В январе 2020 года Среднеуральскую птицефабрику обвинили в сливе нечистот в лес, причём нарушения санитарных норм заметили местные жители. Эксперты установили, что площадь загрязнения составила два гектара. Нанесенный ущерб оценили более чем в 10 млн рублей. В почве нашли опасные для здоровья азот аммонийный, калий, серу и фосфор.
Против владельца предприятия выдвинули обвинение в хранении опасных отходов с нарушением правил и загрязнением окружающей среды. Надзорные органы обязали его установить очистные сооружения. Что, собственно, позже и было сделано, но фабрике никак не помогло.
Вместе с тем, Косилов может сколько угодно возмущаться постановлениями природоохранных ведомств. Ведь сами местные жители утверждали - якобы Косилов постановления правоохранителей игнорировал. По их словам, по крайней мере, в 2020 году фабрика якобы продолжала сливать отходы. О ситуации писала газета "Известия".
В случае со штрафом на 11,8 млн рублей из-за загрязнения почвы, сам Андрей Косилов нарушение отрицал. Более того, он утверждал, что именно власти создали фабрике проблемы, невыносимые условия работы. Об этом пишет Е1.
УГМК близкоС какой целью Косилову могут создавать препоны - не ясно, однако есть предположение, что на земли фабрики могли позариться крупные девелоперы, которые оказывают поддержку действующему губернатору Евгению Куйвашеву.
Собственно, и сейчас главным активом самой фабрики называют не производство, а землю под ней, которая может уплыть в руки крупных игроков. Среди возможных покупателей называют разные структуры, но одна звучит наиболее часто - это УГМК уральских олигархов Искандера Махмудова и Андрея Бокарева. О возможном интересе этих предпринимателей к активу Косилова также сообщает Е1.
У УГМК есть отдельное девелоперское подразделение - дочерняя структура "УГМК Застройщик". Сама фабрика давно стала токсичной для властей региона, не говоря уже о несговорчивости самого Косилова.
В то же время Бокарев и Махмудов остаются ключевыми промышленными игроками региона наравне с группой "Синара" Дмитрия Пумпянского и структурами Виктора Вексельберга. Вполне возможно, что Косилову действительно создали невыносимые условия работы с целью дальнейшей продажи актива в руки именно УГМК.
К слову, нынешние бенефициары фабрики, как и другие участники рынка, не скрывают, что наибольшую ценность представляет именно земля под активом, а не само производство.
Андрей Косилов убеждён, что его бизнесу вставляли палки в колёса. Фото: ekaterinburg.bezformata.com
За это решение господа Бокарев и Махмудов теоретически могли бы поддержать Евгения Куйвашева на предстоящих в сентябре выборах, а заодно избавиться от всех проблем с контрольно-надзорными органами и иными правоохранителями, которые были частыми гостями на фабрике. Что при этом станет с коллективом структуры, который сейчас, фактически, разогнан - вопрос для них наверняка десятый.
Вместе с тем, фабрику еще надо продать. И учитывая былые запросы Косилова (порядка 10 млрд рублей) эпопея с курицей и яйцами в Среднеуральске, скорее всего, продолжится.
Читать на "The Moscow Post"