Уже сейчас ясно, что массовый исход иностранных компаний и брендов из РФ пусть и скажется на потреблении, но не станет трагедией. Более того, поможет стимулировать нашего...

Уход из России иностранных компаний спровоцировал реакцию российских законодателей. Разработан механизм национализации имущества иностранных компаний. При этом "свято место пусто не бывает" и на замену ушедших должны прийти другие игроки рынка. Как именно может произойти замещение в различных секторах экономики, разбирался корреспондент The Moscow Post.

Правительство России планирует запустить механизм национализации имущества компаний, чьи иностранные собственники покинули страну. Соответствующий законопроект позволит через суд вводить внешнее управление в организациях, где не менее 25% принадлежит иностранцам из недружественных России стран. Внешнее управление будет вводиться в случае, если иностранцы публично откажутся от предприятий.

Мера направлена на то, чтобы исключить остановку деятельности компаний и не допустить массовое сокращение персонала. В какой-то степени новый закон будет аналогом уже действующего федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Как уточняет издание РБК, внешними администраторами компаний, которые окажутся оставленными иностранными владельцами, в случае нефинансовой организации должна стать госкорпорация "ВЭБ.РФ", а если речь идет о финансовой организации, то "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ). Таким образом, ВЭБ.РФ и АСВ и их топ-менеджеры будут определять судьбу компаний, от которых отказались или еще откажутся иностранцы.

Председатель госкорпорации "ВЭБ.РФ" Игорь Шувалов (в центре) будет решать судьбы бизнеса, оставленного иностранцами в России. Фото: ТАСС / Александр Астафьев

При выборе нового собственника силами ВЭБ.РФ или АСВ, очевидно, приоритет должен быть отдан компания, работающим в схожей сфере. Новый собственник обязуется сохранить не менее 2/3 персонала и не менее года продолжать деятельность старой организации.

Следует оговориться о том, что в случае, если тот или иной иностранный бренд работал в России через юридическое лицо, в котором доля иностранных лиц не превышала 25% или ее там вовсе не было, то в этом случае новый закон не будет применяться. По сути, в этом случае российские собственники могут отказаться лишь от бренда, а заодно и франшизы (если она имела место быть), поменять бренд, а заодно вывески, логотипы и так далее. И вполне себе успешно продолжать работать под новыми вывесками.

Сами с усами

За последнее время около 400 зарубежных компаний публично объявили о приостановке или прекращении работы в России. Список, в частности, опубликовал сайт "Сравни.ру". Например, заявления об уходе сделали почти все производители автомобилей из США и Европы. Это в частности, Mercedes-Benz, Ferrari, Skoda, Volkswagen и так далее. Если собственники этих компаний не передумают, то в этом случае может быть запущен механизм нового закона.

При этом сложно представить, что кто-то из отечественных производителей сможет заниматься полноценным производством автомобилей иностранных марок на их сборочных заводах, расположенных в России. Без комплектующих из-за рубежа это вряд ли возможно. При этом на какой-то временной промежуток крупные автопроизводители могут заниматься обслуживание уже проданной иностранной техники. Пока еще в стране будут иметься запасные части. К этой работе вполне могут быть привлечены, например, АВТОВАЗ, УАЗ и ГАЗ касательно легковых автомобилей и грузовиков малой грузоподъемности, КАМАЗ и УРАЛ – по поводу тяжелых грузовиков, ПАЗ и ЛиАЗ – по поводу автобусной техники.

Российские дилеры иностранных автомобильных марок пока еще могут продолжать обслуживать автомобили. Фото: ventall.ru

Кроме того, обслуживанием могут заниматься и те же российские предприниматели – дилеры иностранных брендов, которые и сегодня занимаются гарантийным и не гарантийным обслуживанием. Возможно, что после того, как закончатся оригинальные запасные части, будут применять не оригинальные китайского производства. Этот же тезис актуален и касательно обслуживания разнообразной бытовой, компьютерной и телефонной техники.

Что касательно программного обеспечения, точнее замены иностранного софта на российский, то шаги в этом направлении уже были сделаны на законодательном уровне еще в 2020 г. Например, на компьютеры и ноутбуки законодатель обязал устанавливать отечественное приложение "Мой Офис Стандартный. Домашняя версия". Как утверждают авторы сайта cnews.ru, якобы уже сегодня такие российские компании, как "Русбитех-Астра", "Базальт СПО", "Мой Офис" и "Postgres Professional" производят вполне конкурентное программное обеспечение и операционные системы.

Телефоны марки Apple и Samsung с небольшими потерям могут быть заменены на телефоны китайских производителей, например, Huawei. Это же касается и другой компьютерной и бытовой техники.

Место социальных сетей Facebook, Twitter, очевидно, займет VK, Telegram, ICQ, те же "Одноклассники". Вместо видеохостинга YouTube, наверняка, придет Rutube.

От смены вывески вкус не поменяется

О закрытии своих ресторанов заявила компания Yum! Brands (владеет KFC), у которой в России около 70 ресторанов. "Макдоналдс" закроет все 850 своих точек. Сеть кофеен Starbucks также приостановит работу 130 предприятий в России. В случае с этими заведениями, возможно, что собственники каждого из них продолжит свою деятельность, но уже не в рамках франшиз. Тем более, что многие, если не почти все компоненты для производства блюд и напитков этих сетей, производятся в России. По сути все, что нужно, это придумать свои названия блюд и напитков и повесить новые вывески, которые, возможно могут даже зрительно напоминать прежние.

Смена вывески и бренда может позволить предпринимателям работать на старом месте и со старым ассортиментом. Фото: "Коммерсант" / Пелагия Тихонова

Такие компании, как Visa и Mastercard на российском могут заменить отечественная платежная система "МИР" ("Национальная система платежный карт", НСПК). Тем более, что транзакции по картам Visa и Mastercard, которые осуществляются внутри России, по сути, уже давно обслуживает именно НСПК.

В нефтегазовом секторе акции и доли BP, Shell, Equinor, ExxonMobil и так далее, наверняка, могут быть интересы "Лукойлу", "Газпрому", "НОВАТЭКу", "Сургутнефтегазу", "Татнефти". К слову, если при продаже акций российских компаний, пока принадлежащих иностранных инвесторам, не найдется покупатель по минимальной цене, то в этом случае они подлежат приобретению по такой цене Российской Федерацией. То есть, по сути, национализированы. Это норма будет касаться предприятий всех отраслей, не только нефтегазового сектора.

Одежду американских и европейских брендов, скорее всего, заменят их турецкие и китайские конкуренты, уже представленные на российском рынке, а также отечественные компании, сумевшие даже в условиях конкуренции доказать свое право на жизнь. Такое можно сказать, например, о компании "Глория Джинс", "Твое", Bosco и так далее.

Что же касается продуктов питания, то в силу разных причин, в том числе и различных предыдущих кризисов, на российском рынке в большинстве своем представлен местный, а также белорусский и казахстанские производители. В этой связи сложно представить, что уход из России таких марок, как, например, Velkopopovick Kozel (пиво), Johnnie Walker (крепкий алкоголь), Bon Aqua (питьевая вода), Adrenaline Rush (энергетические напитки), Lipton (чай), "Чудо" (кисломолочные продукты и йогурты), "Домик в деревне" (молочные продукты) способны сильно повлиять на рынок. У этих брендов масса российских конкурентов, которые легко их смогут заменить. Особенно в среднесрочной и тем более длительной перспективе.

Таким образом, каких-то критических последствий от отказа иностранцев работать на российском рынке пока не видится. Но, возможно, "иностранные партнеры", не удовлетворившись полученным результатом, выдумают какие-то новые формы воздействия на Россию. Пока же в складывающейся реалии российский бизнес, а также фирмы из дружественных России стран, вполне могут довольно безболезненно заменить ушедших. Как говорится, свято место пусто не бывает.

Читать на "The Moscow Post"