Дело против Юрия Рейльяна и экс-министра Токарева могут пустить под откос в интересах Владимира Якунина и Олега Тони?...
Начался процесс по уголовному делу бывшего гендиректора и владельца ООО "Спецтрансстрой" (СТС), он же экс-заместитель главы Минстроя РФ Юрия Рейльяна, связанного с делом его бывшего зама по ООО (и замминистра транспорта РФ) Владимира Токарева. Им вменяют в вину хищения на общую сумму свыше 1,5 млрд руб, а также получение взяток, злоупотребление должностными полномочиями и служебный подлог. Корреспондент The Moscow Post выясняет, могут ли прежние партнеры двух управленцев, Владимир Якунин и Олег Тони, попытаться развалить это дело в суде.
Тоска дорожная, железная
В 2022 году Юрий Рейльян и экс-замминистра транспорта Владимир Токарев уже были признаны виновными в рамках другого уголовного дела — о хищении ими 400 млн руб. при возведении одного из объектов по заказу РЖД. Таким образом, по двум делам Юрий Рейльян и Владимир Токарев присвоили 1,9 млрд рублей государственных денег (РЖД — ОАО, 100 процентов акций которого принадлежит государству).
Не стучите, колёса: Рейльян наконец приехал в зал суда. Фото: Михаил Мокрушин/РИА "Новости"
Крупнейшим подрядчиком РЖД Юрий Рейльян сделался еще в 2012 году после приобретения пакетов акций нескольких дочерних структур РЖД, когда экс-начальник монополии Владимир Якунин решил их продать. В 2016–2019 годах РЖД заключили со "Спецтрансстроем" и его дочерней структурой "Трансюжстрой" контракты на более чем 100 млрд рублей для строительства так называемого Восточного полигона. В данное время СТС, как и другие фирмы, учрежденные подельниками, находится в процедуре банкротства.
Их компании начали рушиться как карточные домики почти сразу после того, как из их руководства ушли Рейльян и Токарев.
Сейчас сторона обвиняемого, похоже, всячески пытается затянуть дело, пуская в ход заявления о том, что Рейльяну требуется плановая госпитализация и прочие известные приемы, вроде переноса слушаний в другой суд по территориальности. Им это удается делать с декабря 2022 года, когда уголовное дело поступило в суд в Иркутске.
Ни одна лошадь не пострадала
Аналогичную волокиту использовали адвокаты заместителя Рейльяна по "Спецтарнсстрою" Владимира Токарева: они указывают на плохое здоровье своего 45-летнего подзащитного и на то, что несмотря на обвинения в хищениях, участок железной дороги в Волгоградской области и Краснодарском крае, на реконструкцию которых АО "РЖДстрой" передал ему 130 млрд рублей, построен и действует.
Очень похожие оправдания в отношении Токарева звучали в 2018 году, когда, как сообщали он СМИ, использовал фиктивные договоры для вывода денежных средств со счетов подконтрольной компании. При этом ни одна аффилированная с ним фирма или лицо, принимающее участие в той схеме, не пострадали.
Токарев так и не дождался помощи от своих закулисных кураторов. Фото: rbc.ru
Рейльян вышел из числа собственников "Спецтрансстроя" еще в 2019 году. Уже тогда это выглядело как попытка спрятать концы в воду — фиктивная ликвидация бизнеса, нацеленная на защиту основного бенефициара, то есть Юрия Рейльяна, от возможных административных и уголовных дел. Его доля в СТС, ставшем токсичным активом (ее убыток по итогам 2021 года составил 423 млн рублей, стоимость активов - минус 5,1 млрд рублей) , была передана появившемуся из ниоткуда некому Роману Шленчаку (1%) и принадлежащему ему же ООО "Вектор" (99%).
Нельзя исключить, что Шленчак не более, чем "зиц-председатель": "Вектор" был учрежден всего за три месяца до передачи ему акций СТС, показывал нулевую выручку при убытках в 653 тысячи рублей. Как такая фирма без деловой истории и с одним сотрудником получила контроль над ООО, имевшем миллиардные контракты с железнодорожной госмонополией?
Сладкая парочка
Рейльян и Токарев являются каждый свидетелем по делу другого, настолько плотно переплетены их "железнодорожные" истории. И новое уголовное дело в отношении Юрия Рейльяна может прямо потянуть на дно и его бывшего заместителя. Это плохой поворот сюжета для Токарева - ведь на протяжении всего 2022 года ходили упорные слухи (и The Moscow Post об этом писал), что Токарев в обмен на сотрудничество со следствием мог получить свободу через снятие обвинений.
Такие предположения делались на том основании, что у транспортного экс-чиновника якобы имеются наработанные связи с лидерами бывших ОПГ (в частности, измайловской и подольской). Как утверждали авторы телеграм-канала "ВЧК-ОГПУ", якобы следователи Управления на транспорте МВД по ЦФО могли стараться либо сами развалить дело, либо, при должной покладистости Токарева, вывести своё руководство на новый, более высокий уровень.
Таким более высоким уровнем в данной неформальной иерархии могут являться бывший вице-президент РЖД Олег Тони, его тогдашний шеф Владимир Якунин (вменяемые подсудимым деяния совершались в их бытность во главе РЖД), а также олигарх Искандер Махмудов. Якобы Тони мог добиваться таких конкурсных условий при розыгрыше контрактов, чтобы победителем мог стать только ООО "Спецтрансстрой" и его дочерние структуры.
В качестве доказательства обычно приводят проект "Северного широтного хода" стоимостью в 130,5 млрд рублей. Это при том, что "Спецтрансстрой" вообще не имеет опыта работы в Заполярье.
Однако на данный момент за кадром остается вице-президент РЖД Олег Тони, который до 2017 года занимал пост генерального директора "РЖДстрой", а теперь замгендиректора всех РЖД. Есть предположение, что Токарев и Рейлян могли действовать под его прикрытием, если не под прямым руководством.
Такая возможность прослеживается из того, что с 2016 по 2019 год фирма Рейляна-Токарева получила от РЖД госконтарктов на 100 млрд. рублей. Почему-то не все они отражены в открытых системах. Зато видно, что от "РЖДстрой", руководимого тогда Олегом Тони, СТС получил 42,8 млрд рублей.
Фото: Rusprofile.ru
В материалах следствия вместе с Рейльяном и Токаревым фигурируют некие "иные неустановленные лица". Этим лицам, разумеется, очень не хочется перейти в категорию установленных, после чего к ним также могут появиться вопросы по поводу маршрутов денег, выделенных на реконструкцию БАМа и других объектов инфраструктуры. Поэтому нельзя исключить, что судебный "поезд" будет либо остановлен на неопределенный срок на каком-то процессуальном полустанке, либо вообще пущен под откос.
Читать на "The Moscow Post"