Глеб Франк и Виталий Орлов на полном ходу идут к монополизации рыбопромышленной отрасли России, при этом регулярно утопая в самых разных скандалах....
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внезапно "прозрела": оказывается, рыбопромышленная отрасль может быть монополизирована по итогам второго этапа перераспределения квот на добычу краба и рыбы.
Удивительный вывод, ведь задолго до этого о возможной монополизации отрасли предупреждал и The Moscow Post.
Тогда речь шла о непомерных аппетитах хозяина ГК "Норебо" Виталия Орлова, и его давнего соратника-коллеги, бенефициара "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК) Глеба Франка. Сегодня именно их компании отхватили львиную долю квот, а по итогам дальнейшего их распределения могут и вовсе "выставить" конкурентов с рынка.
Почему - в материале корреспондента The Moscow Post.
Нынешняя ситуация, по мнению ФАС, связана с принятым в конце 2022 года законом о перераспределении рыбных квот. Если коротко описать угрозу, нависшую над другими игроками рынка: с 1 января квоты, которые действовали у многих до 2033 года просто перестали существовать. Причем против закона выступали и игроки рынка, и эксперты, и даже губернаторы.
Кто его мог лоббировать - можно предположить по итогам работы в 2022 году, когда крупнейшими получателями квот оказались как раз компании Орлова и Франка.
Квоты для своих
По итогам 2022 года крупнейшим владельцем квот на вылов водных биоресурсов (всех видов) стала как раз ГК "Норебо" Орлова – 715 тыс. тонн. Ее доля составляет 17% от общегодового допустимого улова (ОДУ) в 4,32 млн тонн. На втором месте "Гидрострой" Александра Верховского – 512 тыс. тонн, или 9%. Третью позицию занимает "Русская рыбопромышленная компания" Франка с показателем в 338 тыс. тонн.
В 2023 году должен состояться второй этап перераспределения квот, по итогам которого Франк и Орлов могут занять еще большую долю рынка. При этом сами они давно уже могут действовать согласовано. В юридическом смысле этому есть всем известное определение - "картельный сговор".
А ведь о возможной монополизации отрасли говорили еще в 2021 году. Тогда Norebo выдвинула предложения о реформировании рыбной отрасли, в которых утверждает об ошибочности выделения квот под строительство береговых рыбоперерабатывающих фабрик.
Коллеги Франка и Орлова по отрасли сразу поняли, к чему идет дело. По словам председателя Союза рыболовецких колхозов Архангельской области Андрея Заики, предложения структуры Орлова были направлены не на развитие отрасли, а на ее дальнейшую монополизацию крупными бизнесом: "Norebo предлагает создать условия, чтобы малые и средние компании ушли с рынка, передав квоты на рыбу крупным компаниям", - его слова цитирует Regnum.
Именно это сейчас и происходит.
Благодаря закону о перераспределении квот на биоресурсы уже сегодня тысячи сотрудников рыбопромышленных предприятий могут остаться без работы. Фото: https://krasivosti.pro/ryby/13094-vylov-ryby.html
А ведь "Норебо" – и так крупнейший игрок российского рыбопромышленного рынка. В него входят 16 рыбодобывающих компаний, холдинг владеет флотом более чем из 40 рыбопромысловых судов тралового и ярусного лова.
Удивительно, но при таких объемах по итогам 2022 года компания получила чистый убыток в 2,4 млрд рублей. Денег много не бывает, или они просто выводятся из структуры?
РРПК Глеба Франка - также мажорный игрок, один из крупнейших добытчиков минтая, обладающий внушительным флотом. Весной 2022 года Франк продал контрольные доли в группе компаний "Русский краб" (70,1%) и "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК, 70,09%), а также в "Роквелл Капитале".
Его доли выкупили его же топ-менеджеры, и о причине догадаться несложно. Франк попал под западные санкции, и актив лучше "подержать" другим людям. Поверить в то, что сын бывшего министра транспорта Сергея Франка просто так откажется от гигантского бизнеса, очень трудно. А если учесть, что Глеб Франк - еще и зять миллиардера Геннадия Тимченко, то почти невозможно.
В 2022 году внезапно "прорезался голос" у главы Росрыболовства Ильи Шестакова, который заявил о намерении ограничить экспорт красной рыбы. Тогда цены на лососину взлетели на 22-28%.
Судя по всему, у господина Орлова сохранились немалые связи в Росрыболовстве. Ведь ранее должность главы ведомства занимал его бывший партнер по "Норебо" Александр Тугушев, о нём мы еще скажем.
"Задавить" прибрежное рыболовство
После заявления Шестакова во все колокола забили члены Всероссийский ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), которая объединяет, в основном, небольшие и средние предприятия. По их словам, на экспорт приходится не более 10% от добываемого объема, так что ограничения могут привести к тому, что игроки будут просто придерживать продукцию в ожидании пикового спроса. Об этом писал "Коммерсант".
А вот крупным рыбопромышленникам вроде Франка и Орлова придерживать продукцию не надо - у них совсем другие объемы работ.
Интересно и то, что до недавнего времени ГК "Норебо" входило именно в ВАРПЭ. Но потом, в конце 2021 года, Глеб Франк создал свое отраслевое общественное объединение - Ассоциацию судовладельцев рыбопромыслового флота (ААСФ), на долю которой пришлось более 22% всего национального вылова в море.
И почти сразу же, 1 января 2022 года к этому образованию примкнула и ГК "Норебо". Судя по всему, договоренность об этом могла быть с самого начала.
Почему Орлов переметнулся? Дело в том, что он пытался "продавить" свои инициативы через ВАРПЭ. В руководстве объединения выход холдинга Виталия Орлова объяснили проведенным накануне голосованием Совета ассоциации, который дал отрицательную оценку предложениям "Норебо" по регулированию рыбной отрасли.
Там посчитали, что предложения Орлова направлены на создание конкурентных преимуществ для ограниченного круга крупных рыбопромышленных предприятий. Президент ВАРПЭ Герман Зверев и вовсе прямо обвинил "Норебо" в желании "задавить" прибрежное рыболовство. Об этом пишет "СеверПост.ru".
Глеб Франк (на фото) заботливо принял Виталия Орлова "под крышу" ААСФ. Фото: https://fb.ru/post/environment/2019/6/6/106774
Одновременно с неоднозначными инициативами Виталия Орлова, предложения, которые могут перекроить рынок, якобы поступали и от Глеба Франка. Да куда – прямиком на стол Президенту Владимиру Путину. По крайней мере, то, что за письмом Президенту мог стоять Франк, пишет РБК . А в письме том предлагалось пересмотреть механизм распределения квот на вылов краба. И было предложение - вернуться к практике их продажи через аукционы. Что в итоге было сделано.
Одновременно с этим в поддержку этой инициативы выступил и уже упомянутый глава Росрыболовства Илья Шестаков. И это показательно. Другие же игроки рынка опасались, что возврат к крабовым аукционам приведет к разорению многих рыбопромышленных предприятий, а кроме того, осложнит выполнение контрактов на постройку рыбопромысловых судов. Логика тут простая - аукционы куда выгодней крупным структурам, которые могут предложить больше денег, обладают большим флотом и мощностями для переработки ресурса.
Писал Франк и Премьер-министру Михаилу Мишустину. Ему он предлагал провести целую реформу рыбохозяйственного комплекса России, обещая поток инвестиций в развитие судостроения. Кто будет сомневаться, что от реализации этих планов в выгоде остался бы, прежде всего, сам Франк и его ближайшие партнеры?
Таким образом, все нынешнее "возбуждение" ФАС - реакция на шаги, которые предпринимались в отрасли, как минимум, несколько последних лет. И именно на этой волне через ААСФ "спелись" Франк и Орлов.
Распухая рыбкой
Одновременно с этим бизнесы обоих рыбопромышленников постоянно расширяются. В конце 2022 года "Норебо" выкупило часть активов судостроительного завода Пелла. Причем помочь в этом мог Сбербанк, ведь доли были проданы за долги. Сейчас "Норебо" собирается строить на этих мощностях гражданские суда для собственных нужд.
До этого "Норебо" приобрел выкупил мурманскую рыбодобывающую ГК "ФЭСТ" Юрия Пруткова, за которой были квоты на вылов рыбы в 80 тыс. тонн. Как пишет "Момент Истины" , на компанию якобы нацеливался Глеб Франк, однако эти планы, похоже, пришлось отложить из-за санкций и его выхода из собственных структур. Не исключено, что Франк попросил Орлова "придержать" актив, пока он не будет готов освоить его самостоятельно.
И все это происходит на фоне целой серии скандалов, в которых участвуют предприниматели и их структуры. До сих пор не улеглась пыль от конфликта между Виталием Орловым и его бывшим партнером, экс-главой Росрыболовства Александром Тугушевым.
"Норебо" они создавали вместе, но в 2003 году Тушугев ушел на госслужбу. Предполагалось, что Орлов выкупит доли Тушугева. Но в итоге за треть компании тот получил смехотворные для такого бизнеса $30 млн. Учитывая, что сегодня "Норебо" должно стоить порядка $1,5 млрд, Тушугев посчитал, что партнер его банально обманул - если не сказать более подходящее в таких случаях простонародное "кинул".
Разбирательства в Высоком суде Лондона продолжаются до сих пор. Но если Тугушев прав - то беспокоиться стоит и Франку. Если обманул Тугушева - обманет и других.
Александр Тугушев мог помочь Орлову по линии Росрыболовства, а в итоге получил за свою долю "копейки". Фото: http://www.provocator.org/kuda-ushel-ves-flot-ili-norebo-na-prikole/
И это не единственный скандал Орлова, вышедший на международный уровень. В 2019 году известный ресурс WikiLeaks посвятил расследование крупнейшей исландской рыбопромышленной компании Samherji. По данным авторов, исландские рыбаки якобы в течение многих лет подкупали власти Намибии чтобы заполучить квоты на вылов рыбы, а также отмывали полученные доходы через государственный норвежский банк DNB NOR.
Цитируем издание "СеверПост.ру": "Из опубликованных документов следует, что "Норебо" Орлова якобы выкупила у Samherji одну из "прачечных" по отмывке незаконных доходов - компанию Katla Seafood Canarias S.L.U., зарегистрированную на Канарских островах. А также впоследствии могла вести с Samherji совместную деятельность по вылову рыбы и тому же отмыванию денег через норвежский банк DNB NOR".
Ранее The Moscow Post подробно рассказывал и о другом скандале - к холдингу возникли претензии со стороны таможенников. Они требовали доплатить 44 млн рублей пошлин и НДС за модернизацию рыболовецких судов компании в иностранных портах. Речь, в частности, идет о рыбных траулерах "дочки" "Норебо", ООО "Арктик Шиппинг", которые проводили ремонт и монтаж нового оборудования в порте Велсен в Нидерландах.
Глеб Франк тоже не чужд участию в бизнес-разборках. Как пишет "Версия" , в последние годы он развернул настоящую борьбу за рынок вылова краба на Дальнем Востоке, где "схлестнулся" с другим известным персонажем, рыбопромышленником Олегом Каном. Последнего ныне обвиняют в отмывании денег, в стране его давно нет.
Виталий Орлов. Фото: https://mixyfotos.ru/виталий-орлов-фото/
В любом случае, очевидно, что именно два этих игрока - ключевые в российской рыбопромышленной отрасли. А ее монополизация, судя по всему, идет уже полным ходом, угрожая оставить без работы десятки тысяч человек, разорить сотни небольших компаний.
И вновь - почему же ФАС "прозрела" только сейчас, а не гораздо раньше? Возможно, этому есть простое объяснение - рыбку любят все... Особенно золотую.
Читать на "The Moscow Post"