Председатель КНР Си Цзиньпин посетил Саудовскую Аравию. Его встретили, как дорогого гостя. К визиту китайского лидера были приурочены саммиты, посвященные развитию эконом...
На встречи в Эр-Рияде были приглашены 30 лидеров арабских стран и организаций. Визит стал ключевым событием для китайской дипломатии в текущем году, а также шагом для стран зоны Персидского залива на пути к многополярному миру, подробности в материале корреспондента The Moscow Post.
Председателю КНР были оказаны беспрецедентные знаки внимания. Гостя встречали два принца — министр иностранных дел страны Фейсал ибн Фархан и губернатор округа Эр-Рияд Фейсал ибн Бандар. Внешние атрибуты полностью соответствовали масштабности повестки дня визита, который готовился около года и был задуман также, как общерегиональный.
В США заявили, что не требуют от Саудовской Аравии выбирать между Вашингтоном и Пекином. МИД Саудовской Аравии ответил: партнерство с КНР не означает отказа от сотрудничества с США. По сообщению телеканала Al Arabiya, глава МИД Саудовской Аравии заявил 11 декабря, что "сотрудничество между Вашингтоном и странами Персидского залива остается прочным, несмотря на разногласия".
Вашингтону не удалось уговорить арабских производителей нефти, включая Саудовскую Аравию, увеличить добычу, чтобы снизить цены. Отношения с Россией в рамках ОРЕС+ — это один из факторов, формирующих интересы Эр-Риада. Отношения с Китаем, как главным покупателем саудовской нефти – другая составляющая интересов Саудовской Аравии.
Главный региональный партнер
Си Цзиньпин провел переговоры с саудовским королем Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом. Было подписано всеобъемлющее соглашение о стратегическом партнерстве, стороны договорились о координации саудовской программы развития Vision 2030 и китайской инициативы "Один пояс, один путь".
Вопросы энергетического сотрудничества с Китаем занимают особое место в политике Эр-Риада и других экспортеров нефти зоны Персидского залива. Си Цзиньпин впервые побывал в Саудовской Аравии в 2016 году. По данным саудовского информагентства SPA, за прошедшие шесть лет Китай стал главным источником иностранных инвестиций и ведущим торговым партнером Королевства. В 2021 году двусторонний товарооборот превысил 82 млрд долларов. Доля Саудовской Аравии в объемах нефти, импортируемой Китаем, составила в 2021 году около 17%. Китай покупает более 25% всей нефти, экспортируемой Саудовской Аравией.
В 2005-2020 годах на Саудовскую Аравию пришлась пятая часть инвестиций Китая в регион, страна также вошла в список ведущих инвесторов в экономику КНР и заняла в нем 12-е место. В ходе визита саудовские и китайские компании подписали 34 инвестиционных соглашения на сумму около 30 млрд долларов в таких областях, как транспорт, строительство, информационные технологии, "зеленая" энергетика.
Китай приветствовал роль Саудовской Аравии в поддержании стабильности на мировом рынке нефти. Председатель КНР предложил создать "новую модель объемного энергетического сотрудничества". В рамках программы Vision 2030 Эр-Риад строит на побережье Красного моря город Неом, центр передовых технологий и инноваций. Китаю в этом проекте отводится особая роль.
Для интересов России важно, что Саудовская Аравия готова продолжить работу по стабилизации нефтяных рынков посредством диалога, о чем заявил в воскресенье глава МИД Саудовской Аравии в Абу-Даби. По словам министра, "в настоящее время цены на нефть справедливы и стабильны". Глава МИД также заявил, что "отношения между Эр-Риядом и Москвой хорошие" и что они "должны строиться на основе диалога", с помощью которого королевство выступило посредником в сделке по обмену заключенными".
Китай и регион Персидского залива
Си Цзиньпин принял участие в саммитах "Китай — арабский мир" и "Китай — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива" (ССАГПЗ). Это региональная организация, в состав которой входят Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия.
В ходе первого саммита подчеркивались тенденция к многополярности в международных отношениях, значение принципов взаимовыгодного сотрудничества и защиты прав развивающихся стран. По итогам второго саммита была достигнута договоренность о создании совместного инвестиционного совета и центра ядерной безопасности.
Товарооборот Китая и арабских стран достиг 330 млрд долларов. Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Кувейт и Катар входят в десятку крупнейших поставщиков нефти в КНР. Катар и Оман входят в десятку основных экспортеров СПГ в Китай.
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), как и Саудовская Аравия, входят в число ведущих региональных партнеров Пекина. В 2020 году на долю ОАЭ приходилось более половины объема китайских инвестиций в регион. Китай поддерживает масштабные экономические связи с Ираном и Сирией. Дамаск подключен к проектам "Один пояс, один путь".
Си Цзиньпин заявил, что "Китай эффективно сотрудничает с арабскими странами, особенно в вопросах продовольственной и энергетической безопасности", планирует создать с ними бизнес-инкубаторы, реализовать проекты в области цифровой экономики, электронной коммерции и телекоммуникаций. Китайский IT-гигант Huawei занимается высокотехнологичными проектами и облачными сервисами в городах Саудовской Аравии, работает над сетями 5G в государствах Персидского залива.
Председатель КНР заверил в том, что "Китай готов сотрудничать со странами ССАГПЗ в области спутников дистанционного зондирования и связи, космического оборудования, аэрокосмической инфраструктуры, отбора и подготовки космонавтов", пригласил арабских космонавтов на китайскую космическую станцию.
Это гармония, это надолго
Визит китайского лидера показал высокий уровень совместимости политических интересов сторон. В итоговом заявлении участников первой китайско-арабской встречи на высшем уровне подчеркивается "твердая приверженность арабских стран политике "одного Китая", поддержке усилий КНР по сохранению своего суверенитета и территориальной целостности", а также поддержке позиции КНР по Гонконгу.
"Китай и арабские страны намерены действовать совместно для сохранения международного порядка, основанного на многосторонних действиях сторон, для продвижения принципов взаимовыгодного сотрудничества, справедливости и честности в международных отношениях, выступать в защиту интересов и прав развивающихся стран", - отмечается в итоговом документе.
В декларации указано, что, "принимая во внимание последние события на региональном и международном уровне, стороны намерены работать над углублением сотрудничества в различных областях в рамках китайско-арабского форума сотрудничества".
Китай и арабские страны заявили о том, что "будут воздерживаться от применения силы или угрозы ее применения в международных делах, придерживаться принципа добрососедства и невмешательства во внутренние дела других государств".
Участники саммита в Эр-Рияде выступили за полноправное членство Палестины в ООН и подтвердили необходимость решения палестинского вопроса на основе принципа двух независимых государств, включая палестинское со столицей в Восточном Иерусалиме. Пекин всегда стоял на стороне палестинского народа, заверил председатель КНР ходе встречи с президентом Палестины Махмудом Аббасом.
Участники саммита "подчеркнули важность согласованных усилий по поиску политических решений региональных конфликтов в соответствии с резолюциями, имеющими международную законную силу, в частности кризисов в Сирии, Ливии и Йемене", а также "необходимость сохранения единства, суверенитета и территориальной целостности" этих стран.
Стороны намерены способствовать мирному характеру иранской ядерной программы, призвали Иран сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии и соблюдать обязательства по гарантиям в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия. Пекин и Эр-Риад также намерены развивать двустороннее сотрудничество и координацию в сфере безопасности и обороны.
Китайско-арабский саммит также подтвердил "поддержку усилий по поиску политического решения украинского кризиса и восстановлению мира и безопасности в соответствии с международным правом, Уставом ООН, принципами добрососедства, суверенитета и территориальной целостности государств таким образом, чтобы гарантировать соблюдение основных интересов всех сторон".
Угрозы нефтедоллару?
Связи в области энергетики служат основой партнерства Китая с Саудовской Аравией и других экспортеров углеводородов. Пекин планирует наращивать объемы импорта нефти и сжиженного газа из региона Персидского залива, принимать участие в разработке нефтегазовых месторождений, продвигать в регионе "зеленые" технологии.
Пекин готов продвигать со странами ССАГПЗ расчеты по торговле нефтью и газом в юанях для прямой оплаты китайского импорта. Об этом 10 декабря сообщило агентство Reuters со ссылкой на источник в Саудовской Аравии. Для расчетов могла бы служить Шанхайская нефтяная и газовая биржа. Возможно, что это пока только планы, но идеи повысить роль юаня в международных расчетах витают в воздухе.
В Эр-Риаде обсуждались вопросы создания зоны свободной торговли между КНР и странами Персидского залива. По итогам переговоров наследник престола заявил, что процесс вышел на завершающую стадию. Впервые о создании зоны свободной торговли стороны говорили еще в 2004 году.
Китай становится главным партнером для стран Персидского залива благодаря устойчивости и росту экономики, которая, как ожидается, продолжит наращивать использование традиционных видов топлива. В странах региона понимают, что Китай будет укреплять свое экономическое и политическое влияние в мире, но не намерен вмешиваться в их внутренние дела.
В ходе визита обсуждались планы Саудовской Аравии вступить в БРИКС и ШОС. Комментируя визит в своем Telegram-канале, российский сенатор Андрей Климов отметил, что сближение Китая и Саудовской Аравии является поводом для беспокойства в Вашингтоне.
Тем более, что последний визит в королевство американцев можно назвать провальным. Если сопоставить результаты, считает Климов, то можно прийти к выводу, что созданная Вашингтоном и Лондоном мировая энергетическая структура, равно как и система манипуляций на мировом рынке нефти, начинают разрушаться.
Читать на "The Moscow Post"