Приближение недолгого времени работы приемных комиссий изменило российскую новостную повестку. Всё чаще российские информагентства пишут о взяточничестве в системе высшег...
.jpg)
Инцидент, объединивший два этих явления, недавно произошел в столице. Как сообщили представители полиции Москвы, под видом приемной комиссии Гнесинского училища группа мошенников обманули 16-летнюю абитуриентку. Оказывается, после подачи документов ей позвонил (в одном из мессенджеров) неизвестный мужчина, и представился сотрудником приемной комиссии. Он убедил девочку зарегистрироваться на фейковом сайте Минобразования, а после продиктовать пароль из смс. Спустя некоторое время девочке через другой мессенджер позвонил второй мошенник, и представился сотрудником спецслужбы. Под многочисленными угрозами, в том числе для ее родителей, девочка собрала все деньги дома и отдала мошенникам. В общей сложности ущерб составил около 300 тысяч рублей.
Типичным такой случай делают несколько обстоятельств. Как и прежде, мошенники вымогают деньги у абитуриента престижного учебного заведения. При этом сейчас, о чём не догадываются многие родители бывшего школьника, разного рода "посредники" не имеют сильного влияния на приемную комиссию. Но самое печальное в том, что юная абитуриентка ничуть не удивилась, когда ей некто влиятельный предложил дать взятку за поступление.
В теории, решающий удар по взяточничеству в системе образования уже нанесен. Как заявил год назад руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, ЕГЭ был введен в России именно по причине всплеска коррупции в высших учебных заведениях в 90-х годах. По словам Музаева, до введения ЕГЭ поступить в институт или университет можно было только "по блату". Идея было проста: если все абитуриенты будут писать одинаковые тесты в специально созданных для этого центрах, то давать взятки будет просто некому. Мысль о том, что в ходе обучения преподаватели могут на каждом экзамене требовать у студента деньги, в голову чиновникам почему-то не приходила.
Действительно, в последние годы стало понятно, что отлично сданный тест ЕГЭ явно недостаточен для учёбы в престижном вузе. Как утверждают абитуриенты и родители, в университеты Москвы и Санкт-Петербурга поступить нереально. Для этого, прежде всего, нужны хорошие репетиторы, которые стоят очень дорого. Бывает, что родители закладывают квартиры для найма репетиторов, только бы сын или дочь поступили в ИНЯЗ им. Мориса Тореза (МГЛУ), или МГУ.
Еще один имущественный ценз связан с местом проживания. Судя по открытым данным, около половины абитуриентов, ставших студентами Высшей школы экономики, родом из столицы. К тому же, в этом вузе есть собственные письменные экзамены, которые нужно сдавать успешной сдачи ЕГЭ. Для этого, вчерашнему школьнику и его родителям нужно приехать в Москву и снять здесь квартиру. А это стоит очень недешево.
Правда, в таких серьёзных вузах, как Вышка практически нет постоянных, едва ли не системных поборов с каждого студента. Меж тем, если верить данным мониторинга российской системы образования, который регулярно проводят эксперты Высшей школы экономики, что в среднем по России взятки регулярно берут 10% преподавателей, при этом дать взятку готовы более 20% родителей. Несмотря на ЕГЭ, еще встречается прямая дача взятки сотруднику приемной комиссии. Как правило, это бывает в региональных вузах, где руководство, кроме ЕГЭ, ввело свои дополнительные экзамены. В этом случае составляется негласный "ректорский список", то есть перечень тех, кто должен стать студентом независимо от экзаменационных оценок. Кодировки, заменяющие имя и фамилию абитуриента на письменной работе, не гарантируют беспристрастной проверки. Преподаватели, проверяющие работы, используют хитрости из арсенала шпионов. К примеру, запоминают почерк абитуриента. Или договариваются с ним о некоем особом слове, которым должна заканчиваться экзаменационная работа. В любом случае, пообщавшись с абитуриентом, опытный преподаватель сможет распознать его среди других поступающих.
Лет тридцать назад, до эпохи бурного развития Интернета, знакомством с посредником, готовым за определенную сумму "устроить" поступление, гордились родители большей части абитуриентов. Сейчас найти на просторах Сети бывших и действующих сотрудников вуза, готовых оказать помощь любому поступающему, не составляет труда. Конечно, действуют такие дельцы далеко не везде, но в глазах родителей выпускников школ они нанесли сильнейший урон репутации российской системы высшего образования.
Как в своё время заявил ректор МГУ Виктор Садовничий, он готов принять суровые меры по отношению к сотрудникам приемной комиссии, злоупотребляющим своим положением, если получит хоть одну жалобу на конкретного человека от абитуриентов или их родителей. Вот только, к сожалению, люди, действительно "покупающие" свое поступление, вряд ли станут об этом жаловаться. То же можно сказать о полиции. Как уверяют сами представители МВД, они получают заявления на взяточников только в том случае, если они обманывают. Происходит это крайне редко: члены приёмной комиссии, берущие взятки, отрабатывают деньги "честно", и не станут рисковать постоянным доходов ради соблазна "кинуть" абитуриента.
Тем временем, этого не скажешь о преподавателях, регулярно обирающих уже поступивших студентов? Характерный случай произошел недавно в Чебоксарах, где преподаватель оказался под следствием по обвинению в коррупционных действиях. Как пишет местная пресса, 56-летнему педагогу предъявили обвинение по трем эпизодам, попадающим под статью, предусматривающую ответственность за получение мелкой взятки, статью, карающую за служебный подлог. Как выяснилось, он незаконно получил от трех студенток третьего курса по три тысячи рублей от каждой за сдачу зачета. Уровень, знаний, как ехидно отметили в одной чебоксарской газете, преподаватель не проверил, но поставил им удовлетворительные оценки. Соответствующие сведения были внесены в официальные документы: ведомости и зачетные книжки. Собственно, это и составило два состава преступления – взятку и подлог.
Кончено, случай с чебоксарским взяточником можно отнести к разряду анекдотичных. Тем не менее, проблема с поборам в российских вузах, по словам представителей полиции, растет с каждым годом. Правоохранители собирают достаточно точную статистику. Дело в том, что со "своими" студентами преподаватели не стесняются, поэтому зачастую их "кидают". В некоторых вузах годами пересказываются студенческие легенды о том, как некая группа восстала против преподавателя, который брал непомерные деньги за каждый зачет и экзамен, а потом всем ставил "неуд". Как уверяли студенты, взяточника-мошенника с позором уволили. Кстати, эта старая история, в которой не осталось ни названия специальности, ни имени преподавателя, очень похожа на правду. Дело в том, что руководство вуза стремится замять любую историю с поборами, поэтому разоблаченного обманщика просто увольняют.
Правда, есть вид поборов, к которым ни ректорат, ни полиция формально не имеют претензий. О таком явлении недавно, в одном из своих интервью, говорил депутат Сергей Миронов. Как он заметил, в некоторых вузах студентов вынуждают покупать учебники, написанные их же преподавателями. При этом, без покупки такого учебного пособия, сдать экзамены практически невозможно. Получается, что из-за жадности таких педагогов страдает вся система высшего образования. Поэтому, подчеркнул депутат, государство должно жестко пресекать любые поборы. Благо, специальное ведомство – Рособрнадзор – для этого уже давно есть.
Читать на "The Moscow Post"