Бывший губернатор Алексей Островский и Василий Анохин снова в "Смоленском"?...

Накануне полпред Президента в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев представил политической элите Смоленской области нового врио главы региона Василия Анохина. Его называют человеком команды Марата Хуснуллина - он был замом его секретариата, а последнее время возглавлял департамент регионального развития аппарата Правительства.

Однако раньше он трудился в команде Алексея Островского, в том числе, в период крушения банка Смоленский, который связывали с деятельностью губернатора. Вполне возможно, он сам мог иметь отношение к ситуации - как и ко многим другим проблемам, расцветшим бурным цветом при Островском. Сам Алексей Островский может уйти в федеральный парламент.

Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post в Смоленской области.

Василию Анохину всего 39 лет, но он уже успел почувствовать вкус власти. В 2016-2018 годах он работал заместителем у Алексея Островского, еще раньше - трудился в представительстве правительства Смоленской области в Москве при Правительстве РФ, до этого - работал в Минэке.

При этом, в отличие от Алексея Островского, Анохин не является членом ЛДПР, тогда как его бывший шеф, по слухам, едва ли не перегибал палку, пытаясь продвинуть интересы партии в регионе. Вплоть до того, что якобы заставлял вступать в ЛДПР коммерсантов, которые взамен на это могли бы рассчитывать на благосклонность региональных властей.

Сегодня Алексей Островский, предположительно, собирается вернуться в Госдуму, и о некоторых историях, связанных с вышеназванными слухами, предпочитает не вспоминать. Это может испортить ему карьеру.

Между тем, одним из самых громких скандалов, когда он был на посту, оказался крах банка "Смоленский" в 2014 году, и он может иметь отношение к "партийной кассе".

Одним из ключевых бенефициаров банка был председатель правления и руководитель его московского филиала Павел Шитов, которого позже обвинили по статье о присвоении или растрате, а также в преднамеренном банкротстве финансового учреждения. Вместе с ним по делу прошли два его заместителя в московском филиале Михаил Яхонтов и Роман Щербаков, а также экс-глава юридического департамента банка Тимур Акберов. Об этом писал "Коммерсант".

Однако обвинение Шитову предъявили заочно - он уехал, предположительно, на Украину. Вместе с тем, еще тогда он поделился с нашим изданием своей версии краха "Смоленского", в котором обвинил Алексея Островского и его команду.

В 2013 году Павел Шитов заявил, что региональное отделение ЛДПР задолжало ему 6,5 млн рублей. Оказалось, что он заплатил 4,5 млн рублей в НКО "Фонд поддержки партийных инициатив", а также 2,5 млн в официальный избирательный фонд ЛДПР. И требовал свои деньги назад. Вместе с этим он приложил платежные квитанции о перечислении средств.

Скованные одним банком

Фото: http://ivantimenkov.blogspot.com/2015/03/blog-post.html

Скованные одним банком

Фото: http://ivantimenkov.blogspot.com/2015/03/blog-post.html

Скованные одним банком

Фото: http://ivantimenkov.blogspot.com/2015/03/blog-post.html

Он же в своем Twitter сообщил, что хочет написать заявление по факту хищения денег и нарушения во время избирательной кампании.

Зачем же Шитов платил? Вот что он поведал в беседе с нашим корреспондентом: "Островский дал мне указание вступить в ЛДПР 1 июня 2012 года на встрече в своем кабинете. Также на этой встрече он дал мне указание перечислять ежемесячно 500 тысяч рублей в НКО "Фонд поддержки партийных инициатив", куда меня включили одним из участников.

Также мне было обещано включение в областную тройку кандидатов в депутаты от партии ЛДПР. При этом я был обязан сформировать сделать взносы в официальный избирательный фонд ЛДПР в размере 2,5 млн рублей. В противном случае Островский угрожал использовать административный ресурс для создания препятствий моему бизнесу".

Похоже, господин Островский искал деньги в партийную кассу и на собственные выборы, которые состоялись в как раз в 2012 году. При этом финансироваться они могли через НКО "Фонд поддержки партийных инициатив", который сегодня уже ликвидирован.

Скованные одним банком

Фото: Rusproflie.ru

Вместо него уже возник другой подобный фонд - "Фонд Общественных Инициатив". Исполнительным директором последнего была Наталья Захаркина - она же выступала учредителем и ликвидатором прошлой организации. И она же при Островском оказалась включена в кадровый резерв Департамента Смоленской области по культуре.

Сейчас Фондом Общественных инициатив руководит Раиса Федоровна Леванкова. При этом ее вероятный родственник Александр Леванков указан, как руководитель реготделения ныне практически прекратившей деятельность партии "Гражданская платформа". Отношение к этой партии, судя по связям в информационной системе "Руспрофайл", имеет и некая Алсу Анохина. Уж не родственница ли она нынешнего врио главы региона?

Скованные одним банком

Фото: Rusproflie.ru

"Смоленский" и деньги "Роснано"

Видимо, сам Шитов был заинтересован пройти во власть. Но не вышло. Он шел на выборы от ЛДПР на выборах в областную Думу пятого созыва под номером 3 в общеобластной части списка. Это фактически гарантировало ему получение депутатского мандата. Однако в середине августа, буквально за несколько недель до выборов, банкира исключили из рядов ЛДПР, в которую он вступил весной прошлого года, и одновременно из числа кандидатов в депутаты.

Причиной могла стать ситуация с банком "Смоленский", которую сам Шитов называет рейдерским захватом. Видимо, структура так приглянулась Островскому, что он решил получить ее даже ценой политического союзника.

"Островский, стремясь захватить мой бизнес, организовал давление на моих контрагентов в Смоленском регионе, также ему удалось и организовать определенное давление на моих людей в Москве. Это давление он осуществлял путем договоренности с бывшим руководителем УМВД по Смоленской области Владимиром Морозовым", - продолжает Павел Шитов.

"Понимая, что негативная информация со стороны Островского может привести к потере банком ликвидности, я принял решение отказаться от своей доли в банке с целью его спасения любой ценой", - сказал Шитов. "... в результате этих переговоров я переоформил принадлежащие мне доли акций (около 40%) на людей, согласованных с Островским, после чего Островский взялся за спасение банка. В одном из своих публичных выступлений Островский прямо высказался что "теперь у банка правильные акционеры и он уже 3 дня спасает банк".

По итогу новыми акционерами банка стали Сергей Быков (17,64%), Сергей Сенин (12,7%), Павел Стрепков, Светлана Дорошенко (по 9,9%), Валерий Воронин (9,88%), Екатерина Патрушева (9,16%), Елена Гуськова (9,11%), Михаил Яхонтов (8,79%), Михаил Панкратов (8,19%).

Сергей Быков – депутат Смоленской областной думы, коим стал именно при Алексее Островском. Слухачи уверяют, что именно Быков мог оказаться хранителем средств из лопнувшего банка, однако доказательств этому нет.

С высокой долей вероятности все новые собственники - люди Островского. При этом в 2013 году банк лишили лицензии, а затем, как уже упоминалось, Шитова, Яхонтова и еще несколько лиц обвинили в хищениях. Судя по всему, банк просто "выпотрошили".

Если так, то может получиться, что Шитову не только не вернули взносы в Фонд и избирательную кассу ЛДПР, но еще и "подвели под монастырь". При этом сам Алексей Островский прекрасно был осведомлен, что именно ему пытаются приписать крах банка, о чем рассказывал в СМИ, называл банк "финансовой пирамидой".

Скованные одним банком

Павел Шитов (на фото) рассчитывал на поддержку губернатора Островского, а вместо этого лишился бизнеса и попал под уголовное дело? Фото: https://smolnarod.ru/photo_news/press-konferenciya-pavla-shitova/

При этом через банк могли быть похищены деньги госкопрорации "Роснано". Госкорпорация перевела в банк 738 млн рублей незадолго до его банкротства.

А история закончилась еще более трагично: Михаила Яхонтова, по официальной версии, убил его бывший партнер по бизнесу, также экс-банкир Андрей Скрипкин. Не исключено, что Яхонтов стал опасным свидетелем для Скрипкина. Осенью следователи решили возобновить дело о хищениях в "Смоленском банке", связав его с расследованием об аферах в "Роснано". Госкорпорация перевела в банк 738 млн рублей незадолго до его банкротства. Об это пишет Life.ru.

Позже Скрипкин умрет в Витебском СИЗО при не до конца выясненных обстоятельствах. Все это выглядит странно - уж не мог ли кто-то из окружения Островского "убрать" опасных свидетелей?

Под присмотром Марата Хуснуллина

Во время краха банка в 2013 году молодой Василий Анохин трудился в Минэке РФ, и, по идее, должен был видеть ситуацию с банком. В 2015 году, когда скандал с Шитовым и Островским набрал ход, он трудился в представительстве правительства региона в Москве. В Москве же находился и Павел Шитов. И удивительно, за какие-такие заслуги Островский сразу же сделал Анохина своим заместителем? Уж не был ли Анохин одним из тех людей, кто вели переговоры о продаже долей Шитова в "Смоленском"?

В любом случае, сегодня Василий Анохин считается человеком Марата Хуснуллина. Последнему не раз приписывали лоббизм в крупном бизнесе, особенно, связанным со сферой строительства. Об этом неоднократно писал The Moscow Post.

Эксперты ожидают, что Смоленская область теперь будет получать финансирование на крупные инфраструктурные проекты, на которые будут заходить нечужие Хуснуллину компании, а присматривать за раздачей и выполнением госконтрактов будет именно Василий Анохин.

В этом смысле негатив от краха Смоленского и других проблем ему не нужен точно также, как не нужен он и, вероятно, будущему депутату Госдумы Алексею Островскому. Не говоря уже о крайне мутной истории со смертью Яхонтова и Скрипкина.

Скованные одним банком

Василий Анохин – исполнитель воли Марата Хуснуллина? Фото: https://glavnayatema.com/?p=120830

При этом вряд ли стоит рассчитывать на самостоятельность Анохина. Как отмечал политолог Евгений Минченко, новый врио главы Смоленщины - "классический карьерный бюрократ, рабочая лошадка". Это значит, что он наверняка будет зависеть от покровительства из Москвы - а, значит, и ответственность за возможные провалы тот же Хуснуллин должен будет разделить вместе с ним.

В то же время вероятному будущему депутату Алексею Островскому стоило бы задать вопросы о судьбе банка и других связанных с ним скандалов – возможно, правоохранители взяли бы верный след. В таком случае, от их вопросов не уйти и Василию Анохину.

Читать на "The Moscow Post"