Восстановлением Саратовского авиазавода будут заниматься люди, имевшие самое прямое отношение к его уничтожению. ...
Следственный комитета России (СКР) завершил расследование уголовного дела в отношении экс-председателя совета директоров Саратовского авиационного завода (САЗ) Олега Фомина и бывшего директора предприятия Игоря Скляра, которые обвиняются в преднамеренном банкротстве важного для страны объекта. Но они – лишь назначенные "стрелочники". За ними стоят интересы многих куда более могущественных персон, многие из которых теперь, скорее всего, будут заниматься "восстановлением" разграбленного предприятия, когда-то выпускавшего продукцию, которая теперь позарез нужна стране.
Корреспондент The Moscow Post в Саратовской области попытался разобраться в этой непростой ситуации вокруг авиазавода.
Капут заводу
Процедура банкротства Саратовского авиационного завода началась в 2007 году с иска ООО "Газкомплектимпэкс" на 330 млн. рублей. Этой компании давно не существует, но когда-то она была "дочкой" Газпрома", а значит, структуры Миллера тоже приложили руку к этой истории.
В 2012 году банкротство завершилось ликвидацией предприятия. 342 га земли, на которых располагался и сам авиазавод, и аэродром "Южный", и 10 бомбоубежищ и некоторые другие строения.
В уголовном деле мелькают такие персоны, как бывший депутат Пензенской городской думы Олег Тюгаев, который за свою самоотверженную работу был отмечен нагрудным знаком "За честное исполнение депутатского долга". Его структура ООО "ДИ финанс групп", принимала самое энергичное участие в уничтожении Саратовского авиазавода.
Тюгаев давно живёт в Италии, сначала по запросу российской стороны он был задержан там за мошенничество, но экстрадировать его итальянские власти передумали, и решили дать политическое убежище. Это далеко не вся цепочка, следствием установлено, что в деле принимали непосредственное участие Артем и Сергей Салиенко, Юрий Онюшкин и Валентин Фауст. Господин Фауст долгое время работал помощником депутата ГД Игоря Руденского. Последний считается соратникам спикера парламента Вячеслава Володина. Отметим, что в результате фиктивного банкротства авиазавода бюджет РФ не получил только в виде налогов почти 900 млн. рублей.
Дело с заводом тянется много лет. В декабре 2018 года, депутат Госдумы Евгений Примаков направил главе СКР, генералу юстиции Александру Бастрыкину обращение, в котором просил его взять под контроль расследование уголовного дела по факту банкротства. В 2020 году он же не поверил в то, что к уголовной ответственности привлеки Фомина, Скляра и Тюгаева. И вот только сейчас выясняется, что завершилось расследование.
Всё под стройку
Параллельно с тем, как велось следствие, земля бывшего завода оказалась в частной собственности, здесь построили новый жилой микрорайон "САЗ". Огромный корпус занимает Торговый центр "Оранжевый". Стройкой занималось ООО "СЗ Саратовжилстрой", оно получил спорные земли в 2018 году от ООО "Геострой-Инвест" Гамаля Замальдинова - известного в регионе агрария. Ранее мы писали, что Замальдинов работает в Пензенской области и близок с кандидатом в депутаты ГД РФ в Пензенской области Игорем Руденским, который был замешан в банкротстве авиазавода. Прежний помощник последнего Валентин Фауст также входил в совет директоров предприятия. От Руденского и Фауста "ниточки" ведут прямиком к спикеру ГД Вячеславу Володину, которому не чужд аграрный бизнес - основная сфера интересов Замальдинова.
Директором авиазавода всё это время (с 2006 года) был Олег Фомин - бывший депутат Пензенской городской думы и предприниматель. То есть он точно знаком как с Руденским, так и с Фаустом по долгу службы.
Напомним и о таком факте: в 2013 году экс-председатель думского комитета по экономической политике Игорь Руденский имел дом по соседству с особняком Вячеслава Володина в элитном дачном кооперативе "Сосны". И было в этом удачном кооперативе всего-то 6 домов.
Чемезовский след
Также, известно, что ранее ОАК (структура "Ростеха") проявлял интерес к САЗу, но его тогдашнее руководство не пожелало, чтобы завод вошел в госкорпорацию. Поговаривали, что Фомин мог действовать в интересах госкорпорации.
Ранее мы уже предполагали, что рушить предприятие могли в интересах Володина и Чемезова. И теперь догадки подкрепляются реальными фактами. С 21 января 2022 года владельцем САЗа стало АО "НПО "Высокоточные Комплексы", которое входит в "Ростех".
Фото: Rusprofile.ru
Получается, что вместо того, чтобы обеспокоится развалом отечественного завода Чемезов и Мантуров попросту воспользовались ситуацией в собственных интересах.
Господин Володин в 2020 году рассказывал, о том, что на землях бывшего Саратовского авиационного завода, которые будут возвращены в собственность государства, может появиться индустриальный парк. Якобы он уже обсуждал идею с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровом. Предлагалось пригласить зарубежные компании, чтобы те развернули в Саратове свои филиалы.
Нынешняя политическая ситуация показала, что сильнейшая импортозависимость гражданской авиации – это одно из самых уязвимых мест России. Однако "решение проблем" под руководством вице-премьер Дениса Мантурова привело к ещё большей зависимости авиационной промышленности от иностранных поставок.
Достаточно вспомнить историю о том, как Денис Мантуров, вместе со своим соратником и старшим товарищем, главой "Ростеха" Сергеем Чемезовым занялись созданием дорогих отечественных самолётов "Сухой-Суперджет 100" и "МС-21", обошедшихся бюджету в миллиарды рублей, но, в итоге, импортозависимость отрасли никуда не делась.
Назад к истокам
В своё время, Саратовский авиационный завод производил самолёты ОКБ Яковлева, — военные истребители Як-1 и Як-3, пассажирские Як-40, Як-42, палубные самолёты с вертикальным взлётом и посадкой Як-38.
Уничтожение завода началось при губернаторе Саратовской области Дмитрии Аяцкове. В 2003 году он встретился с Советом директоров ЗАО "Саратовский авиационный завод", и потребовал отдать ему 50% акций актива. Именно так и звучало: Аяцков говорил "отдайте мне", а не государству, не области. Директор Ермишин не согласился. Но самое интересное в том, что оказывается, на развитие завода привлекалось 330 млн долларов, но до предприятия они не дошли.
"Да, мы с вами были в Париже. Оттуда 330 млн долларов на нашу программу куда ушли? Хотите, назову, кто их взял? Я ведь и фамилии могу назвать. Почему они не попали к нам? А ведь мы имели документ, подписанный президентом", - говорил Александр Ермишин.
Надо полагать, речь о далеко не рядовых чиновниках, раз отважились отнять у завода деньги, которые направлялись туда при поддержке президента страны. Имена героев бывший директор так и не назвал, а Дмитрий Аяцков перевёл тему. Остаётся только догадываться связан и с тайным исчезновением суммы сам экс-губернатор.
Дмитрий Аяцков. Фото: om-saratov.ru
При этом, когда в 2015 году претензии в развале оборонного завода адресовали экс-губернатору Дмитрию Аяцкову, он в свою вину не признал, цинично возложив ответственность на трудовой коллектив, который якобы не проявил характер и не отстоял свое право на управление предприятием.
Примечателен и тот факт, что фашисты в 1942-1943 годах специально делали шесть авианалётов на Саратов, чтобы разбомбить завод, все атаки отбили русские лётчики. А теперь выходит, что предприятие "развалили" свои же.
По итогу можно сделать вывод о том, что стратегически важный объект, который в текущей политической ситуации так необходим стране намерено разваливали долги годы, а высокопоставленные чиновники закрывали на это глаза. Сейчас землю завода попросту застраивают торговыми центрами и высотками. В 2022 году САЗ перешёл "Ростеху", теперь остаётся только наблюдать за очередной попыткой Сергея Чемезова восстановить один из флагманов отечественного авиапрома. Предыдущие потуги, откровенно говоря, выглядели не слишком впечатляюще. Да может ли приумножать тот, кто пока преуспел только в делении?
Читать на "The Moscow Post"