Власти Грузии вновь пытаются ограничить иностранное влияние на политические процессы, но рискуют "нарваться" на госпереворот....

В Грузии в первом чтении приняли законопроект "О прозрачности внешнего влияния", другими словами - аналог российского и американского закона об иностранных агентах. Сейчас оппозиция пытается помешать его утверждению во втором и третьем чтении, устраивая массовые акции протеста и провокации против властей и силовиков Республики.

Что за этим стоит - разбирался корреспондент The Moscow Post.

На самом деле, ответ лежит на поверхности - те же самые мотивы, какие в свое время были и у российских законодателей. А именно желание ограничить влияние иностранных государств через сеть НКО, да и просто несознательных граждан, на политику страны.

В Грузии активно действуют структуры Фонда Сороса (признан нежелательной организацией в РФ) и массы западных институций, которые, прикрываясь высокопарными словами о свободе, демократии, транспарентности и т.д. изо всех сил пытаются влиять на политическую повестку государства.

Конечно, власти страны говорят о влиянии России, но на самом деле куда сильней там влияние тех же американцев и европейцев. Понимая, что работать станет сложнее, западные доброхоты всячески поддерживают несанкционированные акции протеста в Тбилиси и других городах.

Разумеется, оппозиция при голосовании не могла обойтись без традиционного спектакля. За законопроект проголосовали 83 депутата от правящей партии "Грузинская мечта". Против не голосовал никто, так как оппозиция просто покинула зал заседаний. Выходя из зала, они скандировали в адрес коллег из "Грузинской месты": "Русские, русские!", и "Нет русскому закону!".

Тогда уж сразу бы кричали "Русские идут!" по аналогии со словами первого министра обороны США Джеймса Форрестола, который так переволновался по этому поводу, что выпал из окна.

Казалось бы, причем здесь Россия? Но очень даже причем - только с другой стороны. Россия ведет СВО, а Грузию пытаются подтолкнуть к открытию "второго фронта" против нашей страны. Или хотя бы ввести санкции, прекратить взаимную торговлю, не пускать в страну российских туристов. Все это абсолютно самоубийственно для Грузии.

Более того - благодаря взвешенной позиции и неприсоединению к санкциям, Грузия переживает экономический рост, в страну текут российские инвестиции, тысячи наших соотечественников, переехавших туда, открывают там бизнесы, покупают недвижимость. Что еще важней - именно через Грузию (равно как и через Армению, Казахстан, Азербайджан, ОАЭ и тд) идут потоки т.н. "серого импорта" в РФ.

"Баба Яга против"

Разумеется, это изрядно раздражает наших бывших западных партнеров. Но вот повлиять на расклад политических сил в стране они пока не могут. Единственный реальный канал влияния - это меньшинство в парламенте и президент республики Саломе Зурабишвили - полностью прозападный политик, которая обладает гражданством США и большую часть времени проводит в Вашингтоне. Она уже заявила, что наложит вето на законопроект. Но по Конституции Грузии, это вето преодолевается простым большинством голосов депутатов.

Отдельным пунктом политических баталий является вопрос о возможном вступлении Грузии в ЕС. Западные политики едва ли не прямым текстом говорят, что "закон об иноагентах" закроет для Грузии европейские перспективы. Точно также утверждает и оппозиция. Но в "Грузинской мечте" прекрасно видят "европейскую перспективу" Украины. Равно как и уже вступивших в Евросоюз прибалтийских государств. Падение промышленного производства, отток населения, внутренние конфликты. Подобная перспектива означала бы уничтожение той модели роста, которая есть в Грузии сейчас. Но вокруг этого вопроса слишком много политики.

Серьезное давление Грузия испытывает и со стороны Украины, где утверждают, якобы Тбилиси следует пророссийским курсом. При этом смеют угрожать и поучать. Отдельным яблоком раздора стал украино-грузинский террорист и экстремист, экс-президент Михаил Саакашвили, который сейчас отбывает срок по целой серии преступлений против грузинского государства и общества. США, ЕС и Украина настаивают на том, чтобы Грузия наплевала на свои законы и выдала им преступника.

Тбилиси требует экстрадиции грузинских преступников, занимающих высокие посты на Украине. Речь идёт о советнике генпрокурора Украины Зурабе Адеишвили и замруководителя украинской Службы контрразведки Георгии Лорткипанидзе. Первый обвиняется в незаконной конфискации винного завода, захвате телекомпании "Иберия" и похищении политика Кобы Давиташвили. А Лорткипанидзе проходит по делу о пособничестве экс-президенту Грузии Михаилу Саакашвили.

На Украине ответили категорическим отказом. Наглости Киеву и президенту Владимиру Зеленскому не занимать. На самом деле, Украина сама обрушила отношения с Грузией - на ровном месте, без серьезного повода. Впрочем, до начала СВО она перессорилась практически со всеми соседями, особенно с Венгрией по вопросы нацменьшинств в Закарпатье.

И поскольку нынешние власти Грузии во главе с "Грузинской мечтой" не спешат стрелять себе в ногу, на страну оказывается серьезное внешнее давление. Но тут надо учесть момент: Грузия сотрудничает не только с РФ, но, и особенно, с Китаем. Последний строит практически всю крупную транспортную инфраструктуру страны, туристические объекты, и так далее. То есть надавить на Грузию, диверсифицировавшую свою внешнюю политику, оказалось куда сложней, чем они рассчитывали.

Попытка принять закон об иноагентах предпринималась еще в 2023 году, но тогда была "срезана" на фоне массовых протестов. Получится ли в этот раз?

"Соросята" на выход: Грузия и закон об иноагентах
 

Фото: https://s3.eu-west-3.amazonaws.com/enews.md/wp-content/uploads/gruziyaprot.jpg

Напомним, законопроект предусматривает регистрацию некоммерческих юрлиц и СМИ как иноагентов, если доля полученных из-за границы доходов организации составляет более 20%. Если закон будет принят, то организации будут обязаны каждый год заполнять финансовую декларацию. Мониторинг будет вести Минюст Грузии. Отсутствие регистрации в качестве иноагента или отсутствие заполненной декларации повлечет за собой штраф в размере 25 тыс. лари ($9,398 тыс.).

Читать на "The Moscow Post"