Очередной спор вокруг регистрации важного лекарства может быть связан с коммерческими интересами предпринимателей, близких к Татьяне Голиковой. ...

AstraZeneca пошла в суд с требованиями аннулировать регистрацию Минздравом аналога своего препарата для лечения онкологии. Как удалось выяснить корреспонденту The Moscow Post, действовать она может в интересах неоднозначных предпринимателей, которые могут быть связаны с бывшим министром здравоохранения Татьяной Голиковой.

AstraZeneca – это британо-шведская фармацевтическая компания, зарегистрированная в Великобритании. Позиционирует себя как международную. Одна из немногих производителей вакцины от коронавируса, от использования которой отказались некоторые страны из-за выявленной связи препарата и случаями образования тромбов у привившихся.

The Moscow Post делал расследования о фирме ещё в 2010 году – тогда на волне успеха продвигаемого фирмой препарата "Крестор" для диабетиков начали проявляться побочные эффекты, не более приятные, чем в ситуации с коронавирусной вакциной. Препарат принялись продвигать на российский рынок, якобы используя методы подкупа чиновников и врачей, и это принесло свои плоды. Возможно, что примерно в те времена должностные лица компании свели дружбу с российскими управленцами первого звена.

Нативные личности

В текущей ситуации спор идёт вокруг препарата осимертиниб под торговым наименованием "Тагриссо". Права на дженерик зарегистрировала в этом году компания "Аксельфарм". Эта контора принадлежит пяти физлицам, перечислим поимённо: Уваров Николай Александрович, Треушникова Наталья Валериевна, Голованов Кирилл Андреевич (эти трое владеют наибольшими долями), Михайлов Ростислав Олегович и Михайлова Анастасия Олеговна (у оставшихся акционеров по 12,5%).

Сама компания – участник российских госзакупок, на которых заработала 109,5 млн рублей.

Кто же эти милые люди, которым сейчас пытаются оставить фактически монопольное право на выпуск лекарства?

Начнём с Николая Уварова. Это бывший гендиректор ЗАО "Ф-Синтез", где работал в том числе Михайлов Олег Ростиславович. Предположительно, родственник Михайловых-акционеров "Аксельфарм". Как ранее выяснил The Moscow Post, Уваров может быть адвокатом.

Что касается Михайлова, то это – основатель компании "Натива". Десятилетие эту фирму возглавлял Александр Малинин, ранее работавший в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения в период, когда Голикова как раз была министром здравоохранения.

Здесь стоит упомянуть, что и у "Нативы" были споры, подобные тому, с которого мы начали повествование. В 2021 году компания "Полисан" обратилась в суд с требованием прекратить охрану товарного знака "Центроферон" – единственного, разработанного специалистами маленькой компании "Биссерно". Производством "Центроферона" занималась как раз "Натива". Которая таким образом, видимо, хотела "загребать больше жара" через куда более мощную компанию, чем "Биссерно".

Предприимчивость Михайлова чуть не довела до уголовного дела?

Но вернёмся к Михайлову. Неофициальные источники утверждают, якобы в 2009 году коммерсант почти стал фигурантом уголовного дела. Эта темная история была связана с внезапной кончиной единственного акционера компании "Фарм-Синтез" Михаила Назаренко. Олег Михайлов в то время работал генеральным директором ЗАО "Фарм-Синтез". И решил прибрать к рукам компанию, сразу после смерти Назаренко приехав поговорить на эту тему с его вдовой. Об этом писал Forbes.

Дальше – больше. Предприимчивый молодой человек успел за несколько дней поговорить со многими сотрудниками компании, убедить их в том, что она продана и убедить устроиться в его новую фирму. У Назаренко тут же начались проблемы, за их урегулирование Михайлов попросил 50% компании, на что получил отказ. Бизнес встал, и компания оказалась на грани разорения.

Михайлов же, недолго думая, основал свою компанию с почти аналогичным названием "Ф-Синтез" (ту самую, где работал Уваров) которая, как выяснилось позднее, занималась копированием работ "Фарм-Синтез".

Более того – после ухода Михайлова из компании из её лабораторий куда-то пропали флаконы с субстанциями. А завод "Биомед", у которого фирма арендовала лаборатории, выселил "Фарм-Синтез". При этом на территории завода осталась готовая продукция. Позднее выяснилось, что хозяин завода "Биомед" Михаил Могутов стал партнером Олега Михайлова в компании "Ф-Синтез". Об этом писал "Век".

Как сама Назаренко тогда описывала ситуацию, у Михайлова были покровители и мощный административный ресурс, поэтому с ним было почти нереально конкурировать. Ранее Михайлов был исполнительным директором Ассоциации российских фармпроизводителей и лично знаком со многими чиновниками Минздравсоцразвития. К тоже на госзакупках они сильно демпинговали (искусственно занижали цены), так что иногда приходилось вообще отзывать заявку.

По итогу место Михайлов подвинул Назаренко с рынка, "Ф-Синтез" же зарабатывает миллиарды на госзакупках. В основном от Минпропторга – ведомства, которое возглавлял супруг Голиковой – Виктор Христенко.

Спор вокруг препарата для онкобольных затрагивает интересы Голиковой?

Фото: Руспрофайл

Сейчас, по данным "Руспрофайла" у компании имеется налоговая задолженность, а ещё нулевая выручка и минусовая прибыль. Показатели стали такими после формального выхода Михайлова и партнёров из состава учредителей. К слову, вместе с ними там был офшор. Туда и ушли деньги?

От Басты до МВД

Что касается третьего акционера "Аксельфарм", г-жи Треушниковой, то у неё был бизнес с рэпером, известным как "Баста", а также с бывшим главным учёным секретарём Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Игорем Михайловичем Мацкевичем, руководителем Лаборатории медицинской биотехнологии Российского научного центра радиологий и хирургических технологий им. А.М. Гранова Олегом Александровичем Розенбергом, и коллега по предпринимательской деятельности Шинин Юрий Михайлович – это полный тёзка бывшего первого заместителя начальника Следственного департамента МВД России, фигурировавшего в громкой истории с увольнением Президентом Владимиром Путиным аж восьми генералов.

Работал уважаемый деятель при г-не Колокольцеве, и, возможно, представляет в том числе его интересы. Как известно, его сын владеет строительными активами, а также развивает сеть итальянских ресторанов Il Forno и компаний, занимающихся разработкой сайтов и приложений для мобильных операторов. Почему бы не добавить к этом "портфелю" и медицину?

Деньги уходят за границу?

Если взглянуть на всю "поляну", что занимают учредители "Аксельфарм", можно обнаружить не один десяток фармацевтических компаний. Часть из них, например, "Фармментал Групп" или "Родниковое Поле", получают госконтракты. А ООО "Культурный Центр "Братислава", где доля есть у г-на Уварова, имеет в своих учредителях офшор "ДИ ЭС СИ БИЛДИНГ ЭЙ. ЭС.". И здесь снова видим минуса по прибыли и нули в выручке.

Таким образом, целый конгломерат из личностей с неоднозначной биографией в очередной раз "наседает" на рынок, пытаясь выбить себе чуть ли не монополию. При этом деньги с госзакупок в связанных с ними компаниях оседают непонятно где. А над всем этим "реет" лоббистский флаг г-жи Голиковой и её супруга?

Читать на "The Moscow Post"