Как генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг "выворачивает" ситуацию в международных отношениях России и НАТО....

Лидеры стран Североатлантического альянса приняли декларацию по итогам саммита НАТО в Вильнюсе. В документе Россию назвали "самой серьезной угрозой безопасности альянса". Евросоюз и НАТО намерены также координировать меры "противодействия вызовам со стороны Китая", сообщает корреспондент The Moscow Post.

Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заявил, что Украину пригласят в НАТО после достижения согласия между союзниками и "когда все условия будут выполнены". Президент Украины Владимир Зеленский воздержался от оценок итогового документа саммита.

Это значит, что саммит, скорее всего, прошел не совсем так, как надеялся генсек НАТО. Свои взгляды на Украину и другие вопросы политики НАТО он изложил в журнале Foreign Affairs в статье "Более сильная НАТО для более опасного мира", опубликованную накануне саммита. В статье много всего про интересы НАТО, но практически ничего нет про интересы тех, кто находится за пределами этой организации. Красной нитью проходит мысль – НАТО может все!

Иллюзия превосходства

„Глупость — это не отсутствие ума, это такой ум“, - сказал как-то советский и российский генерал Александр Лебедь. Примеряя этот афоризм на генерального секретаря НАТО, можно сказать, что это не Йенс Столтенберг заблуждается. Это Североатлантический альянс такой сложился, самодовольный, построенный на беспамятстве и иллюзии собственного превосходства.

Именно эти качества всегда отличали европейские элиты, развязавшие в Европе две мировые войны. Войны европейцев ничему не научили. Демонстративно не вспоминает о них и генсек НАТО. Не вспоминает про роль Германии в истории Норвегии, забыл о памятнике советскому солдату в Киркенесе, или о режиме Видкуна Квислинга, оккупационном и нацистском.

Для Столтенберга история началась в 1992 году, когда "НАТО усердно работала над налаживанием более конструктивных отношений с Москвой", шаг за шагом продвигаясь к западным границам России. Об экспансии альянса на Восток Столтенберг в своей программной статье не вспоминает.

Там он сформулировал приоритеты Североатлантического альянса образца 2023 года, включая "поддержку Украины, … нашу собственную оборону и … сотрудничество с европейскими и индо-тихоокеанскими партнерами для защиты глобального порядка, основанного на правилах".

Как выглядят "правила"

О понятии "правил глобального порядка", которые Россия, а с ней и Китай, якобы нарушают, рассуждать бесполезно. Эту "формулу" не сумели расшифровать даже самые острые умы российской политологии. По словам генсека НАТО, одно из этих "правил" нарушил Владимир Путин, когда "отказался от мирного сотрудничества, демонстрируя все более безрассудное поведение от Чечни до Грузии и от Сирии до Украины".

Но факты из истории НАТО эту версию генсека не поддерживают. А даже, скорее, напротив, опровергают. В заключительном коммюнике заседания Совета НАТО на уровне министров обороны от 3 декабря 1999 года, был отдельный пункт о ситуации на Северном Кавказе. Москву предупредили об опасности дальнейшей эскалации вооруженного конфликта, вплоть до угрозы НАТО начать "гуманитарную интервенцию". Именно это предлагал Вашингтон в проекте резолюции Парламентской ассамблеи НАТО 11-13 ноября 1999 года.

Почти как на Майдане-2014 в Киеве, "революция роз" в Тбилиси в 2003 году сместила президента Эдуарда Шеварднадзе. Через год Тбилиси согласовал индивидуальный план партнерства с НАТО, отправил своих военных в Афганистан. В августе 2008 года в Грузии находились несколько тысяч военнослужащих НАТО, в основном американских, что способствовало конфликту, который начался с нападения грузинских ВС на Южную Осетию и российских миротворцев.

В августе 2011 года Барак Обама предложил президенту Сирии Башару Асаду уйти в отставку "ради блага сирийского народа". Вашингтон оказывал дипломатическую поддержку сирийской оппозиции, а в августе 2012 года перешел к поставкам оружия, начал предоставлять разведданные, готовить боевиков. Вооруженные силы США до сих пор остаются в Сирии и незаконно контролируют территории на севере и северо-востоке страны в провинциях Дейр-эз-Зор, Эль-Хасеке и Ракка, где находятся месторождения нефти и газа.

С поддержкой Украины все и так понятно, конфликт, идущий при участии США и сателлитов Вашингтона, давно перерос масштабы сирийского. Для краткости, "если Путин победит на Украине, это будет трагедией для украинцев и опасно для мира в целом", - заявляет генсек НАТО в своей статье.

Украина, интегрированная в альянс

К Украине Столтенберг относится трепетно, говорит, что без победы Киева в конфликте "не может быть гарантий безопасности". Утверждает, что "если Украина прекратит воевать, она перестанет существовать как нация". По его мнению, украинцы не сдадутся, потому что "чем больше успехов они добьются на поле боя, тем сильнее будет их рука за столом переговоров".

НАТО воспринимает Украину как долгосрочного партнера. В Вильнюсе состоялось "первое заседание нового Совета Украина-НАТО", было изложено "четкое видение будущего", что приблизило Украину к НАТО. Как подчеркивается в итоговом документе, совет будет предусматривать "совместные консультации, принятие решений и деятельность, а также будет служить механизмом кризисных консультаций между НАТО и Украиной".

Столтенберг вспоминает, что страны НАТО помогли ВСУ перейти от "военных доктрин и оборудования советских времен к стандартам и оснащению НАТО", оснастили ВСУ танками, боевыми машинами и средствами ПВО. Союзники также будут обучать украинских пилотов пилотированию истребителей четвертого поколения, - добавляет Столтенберг, обещая, что поддержка будет продолжена "в долгосрочной перспективе".

И делает вывод: "Украина более интегрирована в наш альянс, чем когда-либо прежде". Осталось сделать последний шаг, и сам он определенно голосует "за прием" Украины в НАТО. "Считаю, что Украина станет членом нашего альянса и что ее законное место – в НАТО, – сказал Столтенберг в интервью Financial Times. – Решать, когда это случится, должны союзники".

Стратегические горизонты НАТО

Примечательно, что в перечне "достижений" НАТО, как "якоря стабильности" генсек ни единым словом не упомянул Югославию, включая Косово, Ирак, Ливию или Афганистан. Взамен, Столтенберг подчеркивает растущий интерес альянса к "сотрудничеству с индо-тихоокеанскими партнерами". Называя НАТО региональным альянсом, он, не задумываясь, вспоминает про вызовы за пределами северной Атлантики.

Прежде всего, это Китай, который с его "репрессивной политикой", бросает вызов "безопасности, ценностям и интересам НАТО", считает Столтенберг. НАТО не рассматривает Китай в качестве противника, лукавит он, но надеется, что Пекин извлекает уроки из "военных неудач" Москвы и реакции международного сообщества. Также обещает выборочно "взаимодействовать с Пекином для решения глобальных проблем, включая распространение ядерного оружия и изменение климата". Хотя тут же призывает "трезво смотреть на вызовы и не торговать интересами безопасности ради экономической выгоды".

Генсек НАТО странным образом упускает из виду, что на границах соседних с Китаем стран расположены многочисленные американские военные базы с элитными подразделениями Пентагона, сродни тем, что дислоцированы в Европе. И заявляет, что КНР "пытается взять под контроль важнейшие цепочки поставок и инфраструктуру в государствах НАТО", как бы забывая, что добрая половины европейских производителей и торговых компаний завязана на эти цепочки.

Бороться с авторитаризмом

Глобальные задачи НАТО, как их суммирует Столтенберг, состоят в том, чтобы "бороться с авторитаризмом", реагируя на "непредсказуемый мир единством и силой". НАТО – это "щит от Балтийского до Черного моря", в который предстоит "инвестировать больше, и инвестировать сейчас, потому что безопасность - это основа процветания наших экономик и обществ", - считает он.

В 2023 году расходы европейских союзников и Канады на оборону вырастут на 8,3% в реальном выражении, что Столтенберг считает самым большим ростом за десятилетия, не вспоминая, что в абсолютном выражении доля НАТО в мировых военных расходах превышает половину и составляет около 1,2 трлн долларов.

США лидируют, в текущем году их военные расходы составят 877 млрд долларов. Внутри организации наибольший объем средств на военные нужды направляют Великобритания, Германия, Франция и Италия. В 2022 году военные расходы Украины выросли в семь раз по сравнению с предыдущим годом, до 44 млрд долларов. Основную их часть (38,6 млрд долларов) дали страны-члены НАТО.

Столтенберг также уверен, что Россия во главе с президентом Владимиром Путиным нацелена на "постоянную конфронтацию с ценностями НАТО и международным правом", не исключает возможности нападения РФ на страны НАТО. Поэтому, три сотни тысяч военнослужащих НАТО будут приведены в повышенную боевую готовность, включая ВВС и военно-морской флот.

Дилемма НАТО

Британская Financial Times в статье "Дилемма НАТО: что делать со стремлением Украины вступить в НАТО?" обобщила все то, о чем рассуждал Столтенберг, следующим образом. Союзники по НАТО предоставили Украине военную и финансовую помощь на общую сумму в 160 млрд долларов, чтобы Киев мог противостоять наступлению России, "но готовы ли они пообещать, что … солдаты стран НАТО тоже будут сражаться и умирать? И, если этого не будет, тогда что именно альянс готов предложить взамен?".

Йенс Столтенберг, несмотря на пост генерального секретаря НАТО, человек гражданский, такие понятия, как "сражаться и умирать" остались за пределами его прогнозов, изложенных на страницах журнала Foreign Affairs. Действительно, стратегические горизонты Столтенберга узко ограничены бюрократическими интересами организации-работодателя. В статье нет ровным счетом ничего про интересы тех, кто находится за пределами НАТО.

Примечательно в этой с вязи, что итоговая декларация саммита говорит, что НАТО "не стремится к конфронтации и не несет никакой угрозы для России", хочет "держать открытыми каналы коммуникации с Москвой, чтобы справляться с рисками и уменьшать их, предотвращать эскалацию и увеличивать прозрачность". На это официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заметила: "Конечно, НАТО не стремится к конфликту с Россией. НАТО просто участвует в нем".

Читать на "The Moscow Post"