Владимир Путин во время прямой линии расставил точки над "i" в международных отношениях....
Прямая линия президента России Владимира Путина с гражданами и его пресс-конференция с представителями СМИ прошли в совмещённом формате в Москве, в Гостином дворе.
Если попытаться выделить ключевое слово в главных выступлениях президента в 2023 году, то, наверное, это будет слово "суверенитет". Это относится к России, само существование которой, без суверенитета невозможно представить. Именно с этих слов Владимир Путин начал диалог со страной. Подробности в материале корреспондента The Moscow Post.
"Укрепление суверенитета внешнего, так скажем, – это значит укрепление обороноспособности страны, безопасности по внешнему контуру. Это укрепление общественного суверенитета, имеется в виду безусловное обеспечение прав, свобод граждан страны, развитие нашей политической системы, парламентаризма. Ну и, наконец, это обеспечение безопасности и суверенитета в сфере экономики, технологического суверенитета", - суммировал президент.
Россия выгодно отличается от многих государств своим финансовым положением. Внешний госдолг сократился с 46 до 32 млрд долларов. Частный внешний долг сократился с 337 млрд долларов до 297 млрд долларов. Российские компании исправно возвращают кредиты, взятые в иностранных финансовых учреждениях. Погашение идёт ритмично, часто с опережением графика.
"Финансово-экономический, экономический, технологический суверенитет – это будущее каждой страны, включая Россию", - добавил Путин.
В четырехчасовом марафоне международные вопросы и проблемы внешней политики заняли совсем незначительную долю времени. Но и там нашлось место для обсуждения важности суверенитета.
"Когда будет мир?"
Есть суверенитет, или утерян? Это относится к недружественному внешнему окружению, с которым России приходится иметь дело. Главные проблемы некоторых соседей России связаны именно с потерей ими суверенитета и, как следствие, забвение элитами стран Запада национальных интересов и нужд своих избирателей. К числу стран, сдавших свой суверенитет, относится и Украина.
"Мир будет тогда, когда мы достигнем своих целей", - так звучал ответ президента на, возможно, самый важный из двух миллионов полученных вопросов. Владимир Путин подтвердил, что цели СВО не меняются. Это денацификация Украины, её демилитаризация, нейтральный статус.
Вопрос денацификации актуален. Это подтверждается хотя бы тем, что "руководитель сегодняшней киевской администрации на глазах у всего мира стоя аплодирует бывшему солдату СС, напрямую участвовавшему в Холокосте, в уничтожении полутора миллионов евреев на Украине, русских и поляков", - вспомнил президент.
Что касается демилитаризации, "Не хотят договариваться – ну что ж, мы тогда вынуждены принимать другие, в том числе военные меры", - сказал Путин. Позднее, отвечая уже на другой вопрос, президент отметил, что "на всём протяжении [линии соприкосновения протяженностью свыше двух тысяч километров] идёт улучшение положения наших войск".
"Это с нами портили отношения"
Отвечая на вопрос о перспективах нормализации отношений России с Евросоюзом, Путин фактически говорил о суверенитете европейских соседей. "Дело в том, что в значительной степени они утратили свой суверенитет, мы сейчас это видим, они же многие решения принимают себе во вред", - сказал он.
Заметил также, что "это зависит не только от нас – мы не портили же эти отношения: это с нами портили отношения и нас пытались всё время задвинуть куда-то на второй, третий план, пренебрегая нашими интересами".
Президент напомнил, как в 2014 три министра иностранных дел из Европы "подписались как гаранты договорённостей" между властью и оппозицией, а затем "сделали вид, что вообще ничего не знают", поддались "американским дружкам" и безудержному стремлению "подползти к нашим границам, захватив и Украину в НАТО". А еще и "Минские соглашения подписывали понарошку и не собирались выполнять".
В итоге, не только Украина сдала свой суверенитет США, которые все задумали и организовали. Европа тоже стояла и молчала, либо подыгрывала и подпевала Вашингтону. "Как с ними выстраивать отношения?", - спросил Путин. "Мы же ничего не рвали, но они сделали вид, что они этого ничего не знают и не помнят", может потому, что это "связано с большой зависимостью от "старшего брата" – от Штатов", - добавил президент.
Но мы готовы выстраивать отношения с ними, как и с Соединёнными Штатами,
когда там "произойдут какие-то внутренние изменения, когда они начнут уважать других людей, другие страны, когда будут искать компромиссы, а не с помощью санкций и боевых действий пытаться решать свои вопросы, тогда будут созданы фундаментальные условия для восстановления полноценных отношений. Пока таких условий нет", - констатировал Путин, назвав США "важной, нужной миру страной".
Израильско-палестинское урегулирование
Президент ответил на вопросы турецкого агентства "Анадолу": "В результате атак Израиля в секторе Газа каждые шесть-семь минут погибает один ребёнок. Уже погибли восемь тысяч палестинских детей и более шести тысяч женщин. К сожалению, ООН и крупнейшие державы мира не могут остановить эти атаки. Как Вы думаете, ООН утратила свою функцию?", - спросил корреспондент.
Он продолжил, в итоге получилось три отдельных вопроса: "В связи с ситуацией в Палестине, существуют ли совместные усилия Турции и России по обеспечению мира в регионе? Кроме этого, какие общие планы у Москвы с Анкарой по международным и региональным вопросам?", - спросил представитель "Анадолу", упомянув также о планах Путина посетить Турцию.
Владимир Путин отметил "значительную, лидирующую роль президента Турции Эрдогана в вопросе восстановления ситуации в Газе", назвал ее "катастрофой" и заметил, что "ничего подобного на Украине нет". Путин также привел мнение Генерального секретаря ООН, который "назвал сектор Газа "самым большим кладбищем детей в мире".
"Первое – нужно сохранить людей в Газе. Второе – нужно оказывать массированную гуманитарную поддержку людям", - предложил Путин, отметив намерения России открыть там госпиталь с согласия и Египта, и Израиля. "Президент Египта это поддерживает. Израильская сторона считает, что открытие российского госпиталя на территории Газы небезопасно", - сообщил президент, добавив, что "это не значит, что мы прекратим эти усилия". Россия также увеличит по просьбе израильской стороны поставки медицинского оборудования и лекарственных препаратов.
Что касается роли ООН, то Россия, так же, как и Турция, исходит из того, что "должны быть всё-таки имплементированы решения ООН по поводу создания Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, и это чрезвычайно важно", - сказал Путин. Нужно создать фундаментальные основы для израильско-палестинского урегулирования.
С президентом Эрдоганом по этим вопросам "у нас очень схожие позиции. Думаю, что нам удастся с ним встретиться". Ранее, Владимир Путин не раз подчеркивал самостоятельность позиции Турции в международных делах и роль Эрдогана в отстаивании суверенных позиций своей страны. Палестинское государство со столицей в Восточном Иерусалиме – это тоже вопрос суверенитета.
МОК, "минуты рекламного времени" и расчеты в рублях
К этой категории можно отнести и расчеты в национальной валюте. Именно об этом Путина спросил корреспондент РБК.
Президент, среди прочего, привел по памяти следующие данные. В 2021 году при обслуживании российского экспорта на 87% использовались доллар и евро. Доля рубля составляла "где-то 11–13 процентов, юань – где-то 0,4 процента". На сентябрь этого года рубль в расчетах составлял 40%, юань – 33%, совокупное использование доллара и евро – 24%.
"В целом ситуация на финансовом рынке стабильная. Самое главное, обеспечить эту стабильность и предсказуемость. На мой взгляд, сегодня мы добиваемся этой цели", - подвел итог Путин.
Попадают ли в категорию суверенитета жёсткие критерии допуска российских атлетов, выдвинутые МОК? Владимир Путин порассуждал вслух о роли международных чиновников, которые извращают идеи Пьера де Кубертена.
Отметил зависимость МОК от спонсоров и от "стоимость минуты рекламного времени на телевидении", о том, что хоронит олимпийское движение.
"Пускай едут и соревнуются без всяких ограничений", - сказал Путин по поводу особого отношения МОК к израильским спортсменам. "То же самое должно быть сделано и в отношении России", - добавил президент, может быть не надеясь, что это случится. По его словам, "Так же как европейские политики принимают решения, выгодные для США, для их экономики, и невыгодные, губительные для себя. Здесь то же самое, только в другой сфере", - сказал Путин.
И задал вопрос "Ехать или не ехать?". Флаг, гимн, "надо, чтобы Минспорта и Национальный олимпийский комитет России проанализировали и приняли взвешенное решение", - заключил президент. Было заметно, что вопрос был из разряда "трудных" даже для него.
Но, как говорят, все познается в сравнении. А сравнивать есть с чем. Дальше обсуждались вопросы о фонде "Защитники Отечества", созданного для поддержки семей погибших и ветеранов СВО, о молодых бойцах, получивших тяжёлые ранения. Включая тех, кто руку потерял, кто ногу, но остался в живых.
Идея "олимпизма" на этом фоне казалась напоминанием далекого прошлого, когда российские болельщики веселыми группами выезжали поддержать российских атлетов. Давно это было, до начала СВО и до событий в секторе Газа. Там, на стадионе, планируют открыть российский госпиталь.
Мир изменился и уже никогда не будет прежним. Об этом и был заключительный вопрос, заданный Андреем Колесниковым из издательского дома "Коммерсант".
Одним из символов этих перемен можно считать диалог Владимира Путина и его пресс-секретаря Дмитрия Пескова: "Д. Песков: Из зала ещё один вопрос. Вы знаете, я видел "Нью-Йорк Таймс". Дайте, пожалуйста, микрофон. В. Путин: Нет, давайте мы сначала дадим "Синьхуа", а потом "Нью-Йорк Таймс".
Читать на "The Moscow Post"