Может ли мир сорваться в большую войну? Вопрос задают авторы статьи в ведущем американском журнале Foreign Affairs, который читают и политики, и специалисты в области меж...

Некоторые авторы слывут знатоками России, которая особенно "дорого" обходится американскому налогоплательщику последние семь десятилетий. Другие утверждают, что знают Китай, главного конкурента США. Все, как правило, убеждены в том, что определенно знают, в чем нуждается Америка. Для издания пишут и высокопоставленные практики. Например, Виктория Нуланд до того, как ее назначили руководить российским направлением в Госдепартаменте США. В ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post.

Простых ответов нет, вопросы остаются

Собственно, авторы этой самой свежей статьи в самом последнем выпуске издания от 19 июля анализируют последствия событий на Майдане, в которых Нуланд принимала самое живое участие с условной "корзиной печенья" и обещая Украине "банку варенья" в недалеком будущем. Переворот был совершен, будущее настало, "варенье" заменили поставками РСЗО HIMARS и другими видами вооружения!

Вот два автора, Лиана Фикс и Майкл Киммедж и интересуются: "Что будет, если конфликт на Украине выйдет из-под контроля и как подготовиться к непреднамеренной эскалации". Вопрос не праздный, волнует многих и в России. Этим вызван интерес к тому, как американские специалисты на него отвечают. Эта пара, в недавнем прошлом связанная с Фондом Маршалла в США, внимательно следит за ходом специальной военной операции вооруженных сил России, ДНР и ЛНР.

Напомним, что вопрос могут ли США и Россия сорваться в большую войну, был задан в июльском номере Foreign Affairs. А в начале июня те же авторы, на страницах того же издания спрашивали, "Что, если Украина победит?". В апреле интересовались: "Что, если война на Украине не закончится?". Ну и понятно, что в марте подготовили даже два материала, тоже с вопросами. Первый, в самом начале СВО – "Что будет, если Россия потерпит поражение?". Второй был опубликован ближе к концу марта. Статья была под заголовком "Если Москва решит пойти на сделку".

Простых ответов нет, - заключают Фикс и Киммедж в самой последней работе. Но остаются вопросы, хочется к этому добавить. Вопросы, как видите, задают и сами авторы. Один из них касается эскалации конфликта между Россией и Западом, пока на территории Украины, но уже без независимой ЛНР и освобожденной наполовину территории независимой ДНР, а также без Запорожской и Херсонской областей. На очереди Харьковская область.

Недавно сформированная Николаевско-Одесская бригада и союзные войска России и ЛНР скоро приступят к освобождению Одессы и Николаева. Об этом, по данным издания URA.RU, сообщил представитель бригады. "В ближайшее время совместно с союзными силами мы приступим к освобождению города Николаева и города-героя Одессы", — приводит слова бойца "Ридус". Представитель бригады отметил, что в формировании сражаются в основном граждане Украины из разных регионов.

О чем это говорит и что американские стратеги не способны понять, или не готовы принять? Общество де-факто бывшего украинского государства давно расколото. Значительная его часть, не только люди Донбасса, не хотят жить под властью нацистской хунты. Готовы для этого браться за оружие, идти в бой. Но, в отличие от американских наемников на Донбассе, хотят жить на своей земле, где похоронены их предки и где из-за действий киевских властей появились совсем свежие могилы их родственников и земляков.

Как все может выйти из-под контроля?

Но для президента США Джо Байдена есть одна Украина и она вся должна быть под властью Киева. В чем авторы уверены, так это в том, что: "Байден хочет, чтобы Украина победила на своих условиях и на своей территории. Он точно не желает, чтобы конфликт перерос в региональное противостояние, и даже написал об этом статью в New York Times, чтобы донести свои намерения до Москвы".

Простых ответов нет, констатируют они, но утверждают, что "Владимир Путин и Джо Байден не хотят полномасштабного конфликта", что "незримые правила работают, что доказывает нежелание … ввязываться в более масштабную войну". С первой частью этого заявления никто не спорит, со второй есть проблемы.

Вернее, нет уверенности в том, что Вашингтон готов "жить по-новому", принимая реалии многополярности, способен дать волю своим европейским сателлитам думать своей головой, а жителям Украины – оставить право решать, как им жить. Очевидно, что эти пожелания в нынешние приоритеты Вашингтона никак не укладываются.

Тогда остается хотя бы согласиться с тем, что, по мнению авторов, "своей манерой ведения боевых действий" Россия как-бы демонстрирует, что "красных линий" Москва и Вашингтон пересекать не намерены, что "обе стороны условились о своде правил — негласных, но вполне действенных". Может быть это и так, но про видимые "манеры" Вашингтона сказать такое трудно.

Возможно, авторы знают, о чем пишут. Проблема только в том, что они же констатируют: "Переговоры Москвы и Киева сорвались, и, несмотря на все усилия по снижению эскалации, с 24 февраля между США и Россией не было никаких дипломатических контактов". Про отношение к переговорам, например в Стамбуле, ни слова.

Вот и получается, что концы с концами у них не сходятся. А если конкретно, то это был госсекретарь США Энтони Блинкен, кто избегал встречи с главой МИД России Сергеем Лавровым, когда такая возможность представилась в Индонезии. Условная атлантическая солидарность для Блинкена была поважнее контактов, сравнимых по важности с теми, что были у Вашингтона и Москвы во время кубинского кризиса. Это, во-первых.

Starlink – это "красная линия"?

Во-вторых, по поводу "красных линий". Это система Starlink Илона Маска обеспечивает линию связи для ВСУ. Об этом 20 июля на форуме по безопасности в Аспене сообщил начальник отдела космических операций генерал Джон Рэймонд. Спутниковая связь обеспечивает качество целеуказания, GPS-наведения, наблюдения и разведки.

О том, что на Украине работает Starlink, Маск сообщил еще в конце февраля. Спутники, обеспечивающие связь 5G, тестируется США в условиях боевых действий, сопряженных с обстрелами российских городов и гибелью людей, разрушением инфраструктуры.

Можно ли считать это признаком того, что ситуация уже как-бы выходит из-под контроля?

Фактическое участие коммерческой системы в боевых действиях определенно есть признак того, что положение дел не контролируется правительством США. Если только не предположить, что опыт частных военных компаний (ЧВК) не распространен теперь на новую область, где гражданские средства связи используются в военных действиях.

Вот все и выходит из-под контроля официальных рулевых в Вашингтоне. Что делать, что бы не пошло наперекосяк, причем в стратегическом масштабе? Именно это беспокоит авторов статьи. "Что может поставить под угрозу негласные правила, о которых [якобы, как считают авторы] условились США и Россия? Первый вариант — чистая случайность. Второй — цикл событий, которые "потребуют" эскалации".

Ответ простой - держитесь в пределах "красных линий" и не распускайте задиристых, но безответственных союзничков, особенно боевиков ВСУ, если сможете.

На поводке, в строгом ошейнике

"Конфликт может выйти из-под контроля, даже если ни одна из сторон не примет сознательного решения об эскалации или применении ядерного оружия", - справедливо заметили авторы. И добавляют: "случайная эскалация, в сущности, может быть даже страшнее намеренной". Как этого избежать?

Помимо главных, официальных "поджигателей войны", как их когда-то называли в советской прессе, у Вашингтона появились новые, особенно ретивые и непредсказуемые союзники-задиры. Коллективный "шакал Табаки", - как их как-то назвал Владимир Путин. Почти, как нынешняя киевская власть, и все на границах России.

Литва даже умудрились "врасти" в историческое российское пространство. Вросла, перекрыла транзит и гадит при всякой возможности, несмотря на договоренности России и Евросоюза. Делает это Вильнюс инициативно, по указке Лондона, Брюсселя или Лэнгли, значения не имеет. Но конфликт на территории ответственности НАТО такое поведение развязать может. Ответ Москвы может быть резким, более жестким по сравнению с китайской реакцией на признание Литвой Тайваня. Пекин тогда просто стер Литву, как точку на экономической карте мира.

На втором месте, если говорить о свежести русофобских "нечистот" и провокаций, стоит Польша. По количеству словесных испражнений в Европе нет равных Варшаве. И по польскому болезнетворному воздействию на политику Евросоюза тоже. Текущие и перспективные поставки вооружений Киеву по территории Польши и с ее участием стоят особняком.

Новое то, что, по данным Управления внешней разведки Польши (AW), украинское руководство ожидает ввода в западные регионы страны воздушно-десантной и штурмовой бригад польской армии. Это, как рассчитывает Генштаб ВСУ, позволит высвободить боеспособные части и соединения украинской армии для восточного фронта.

Руководство Польши прорабатывает различные планы разделения Украины, заявил 30 июня директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Варшава планирует разместить на западе Украины свой "миротворческий контингент". Кроме того, возможен вариант создания на "Восточных кресах" прокси-государства, подконтрольного Польше, которое будет находиться "под защитой" польских вооруженных сил.

Ожидая поражения Москвы

Не дождетесь, но откуда такие ожидания? Можно предположить, что Вашингтон относится в СВО, как к "своей войне". Использует ВСУ в качестве гигантского и сравнительно приемлемого по расходам своего ЧВК. Поставляет Киеву свои вооружения, обеспечивает разведку и точность ударов с помощью своих спутников. Инструкторы, наемники и союзники по блоку НАТО тоже все свои.

Все своё, включая главную стратегическую задачу – как минимум ослабить, изолировать Россию, не включая в конфликт силы со знаками различия армии США. Лиана Фикс и Майкл Киммедж так и отмечают, что в "перечень запрещенного" входят два пункта – "прямые военные столкновения и использование ядерного оружия". Вот и вся разница!

Украинский конфликт подвержен риску случайности. По замечанию авторов, "Москва … не берет на прицел конвои с вооружением, идущие на Украину, пока они не покинут территорию НАТО", что они оценивают положительно. Но нет уверенности в неизменности этой линии.

В условиях коллективного нажима Запада не трудно допустить, как это делают авторы, эскалации конфликта за пределы обычных видов вооружений. Вашингтон, "ожидая поражения России" на самых разных уровнях, от СМИ до Белого дома и Пентагона, автоматически превращает себя и своих наиболее ретивых союзников по НАТО, включая Лондон и Варшаву, в приоритетные цели. Пока условного, но психологически оправданного возмездия.

Поэтому жалобы на "российскую пропаганду", которая "ратует за наступление на Берлин и ядерные удары по Лондону" не имеют смысла. Это не поможет! Хотите "ждать поражения Путина", ожидайте ответа. Как говорят сами авторы, "учитывая возможности России и неоднозначность ядерной доктрины Москвы".

И коллективному Западу, прежде всего Белому дому, придется научиться с этим жить. Кубинский кризис продлился 13 дней, - заключают авторы. По их мнению, "каналы разрешения конфликтных ситуаций, которые хорошо послужили обеим сторонам в Сирии … продолжат работать и на Украине", - надеются они.

И "оптимистично" добавляют, что "кризис, вызванный украинским конфликтом, продлится еще очень долго". Уже длится, и уже долго, скажут многие. И пшеница созрела, и урожай кукурузы требует, чтобы его убрали. И пять статей авторы подготовили для элитного издания Foreign Affairs. Это, в частности, их слова, взятые из статьи: "Светлое чудо выживания человечества в ядерную эпоху". Трудно не согласиться, особенно когда Соединенные Штаты Америки ваш главный оппонент.

Читать на "The Moscow Post"