Поражение Эрдогана на выборах президента Турции приведет к разбалансировке геополитических сил в черноморском и ближневосточном регионах....

Накануне пришли новости об ухудшении здоровья президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Во время крупного предвыборного интервью ему внезапно стало плохо - общение с прессой пришлось прервать. После появились слухи, что Эрдоган мог пережить микроинсульт, что, разумеется, было опровергнуто его администрацией.

Разумеется, потому что подобный факт с большой вероятностью может стоить ему проигрыша на выборах, которые должны состояться уже 14 мая. Для России же уход Эрдогана с политической арены несет серьезные риски: несмотря на все противоречия, он учитывал позицию России в своей политике, в некоторой степени уравновешивая яро-антироссийские действия других крупных игроков в черноморском и ближневосточном регионах.

Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.

На Западе Реджепа Тайипа Эрдогана называют "султаном". Лидер Турции- один из немногих представителей крупных держав, которые сохранили геополитическую субъектность и вполне вписываются в модель многополярного мира, которую продвигает российское руководство.

В этом отличие нынешней Турции от тех стран, которых ранее нельзя было назвать враждебными к РФ - той же Германии. Однако Германия что при Меркель, что при Шольце оказалась готова разорвать многолетние отношения с Москвой в пику собственным национальным интересам.

Сейчас в Берлине ставят себе в заслугу отказ от российских энергоносителей - большую часть поставок удалось заменить из других источников. Только немецкому обывателю редко напоминают, что тот же СПГ закупается теперь вчетверо дороже, чем ранее российский газ, что неизбежно приведет к деградации немецкой промышленности и обеднению населения.

Тем не менее, Германия, как и множество других западных стран легко стреляет себе в ногу, лишь бы оказаться в геополитическом тренде, заданном США и шире - западными англосаксонскими элитами. В эту когорту нельзя включить разве что Венгрию, где премьер Виктор Орбан также отказывается в полной мере реализовывать антироссийскую политику, потому что это негативно сказывается на самой Венгрии.

На этом фоне Эрдоган действует более, чем прагматично. Ласковое дитя у двух маток сосет, а турецкий президент умудрился извлечь максимум выгод из украинского кризиса, не скатываюсь при этом к конфронтации с Россией. Сегодня через Турцию идет большая часть "параллельного импорта" в РФ. Турция не отказалась ни от торговых отношений, ни от сотрудничества в сфере ядерной энергетики, ни от посреднических усилий по преодолению разногласий между РФ и западным лагерем.

Однако, скоро выборы, на которых у Эрдогана явно не получится победить с разгромным счетом. Если вообще получится победить. Согласно последним опросам, он может рассчитывать на 43,2% голосов избирателей, тогда как его основной оппонент, председатель Народно-республиканской партии НРП Кемаль Кылычдароглу - 53,4%. В последние недели перед выборами это соотношение могло измениться в пользу Эрдогана, но проблемы со здоровьем ставят под вопрос сможет ли он принять участие в выборах вообще.

Здоровье Эрдогана сейчас является центральной темой оппозиционной повестки в Турции. Слабый здоровьем президент просто не сможет реализовывать национальную политику, а то и вовсе не досидит до конца каденции. При этом в Турции к Эрдогану хватает претензий. Большое негативное влияние оказало и землетрясение в Турции - оппозиция пытается обвинить Эрдогана в недостаточных мерах по поддержке пострадавших и восстановлении разрушенных городов.

Президенту Турции стало плохо во время интервью. Видео: YouTube-канал The Moscow Post

Все это рисует для него печальные перспективы на предстоящем голосовании. При этом его оппонент Кемаль Кылычдароглу выглядит куда более предпочтительно для западных союзников Турции, для которых Эрдоган стал чем-то вроде бузотера, возмутителя спокойствия в Североатлантическом альянсе.

Не могут забыть эрдогановской Турции и закупку российских ЗРК С-400, работу которых турки могли наблюдать в непосредственной близости от своих границ на протяжении сирийского конфликта. Кроме того, в последние месяцы администрация Эрдогана совершила совсем уж демарш против западного истеблишмента, когда решила восстановить дипломатические отношения с Сирией, когда стало ясно, что режим Асада никуда не денется - придется работать и жить бок о бок.

Другой камень преткновения - вступление Швеции в НАТО, которое саботирует администрация Эрдогана. Какой разительный контраст с теми же поляками, немцами, которые готовы взять под козырек все, что исходит из американского Белого дома. Там явно существует консенсус, что Эрдоган проводит слишком независимую политику.

В 2016 году, напомним, Эрдогана и вовсе пытались сместить путем вооруженного переворота. Интересно, что его ключевой движущей силой стали офицеры Военно-воздушных сил, абсолютное большинство которых летает на западных военных самолетах, а значит проходило стажировку и обучение именно в западных странах.

Так говорит Реджеп

То, чего не удалось добиться в результате военного переворота, будет достигнуто за счет проблем со здоровьем турецкого президента? Фото: https://islam.ru/content/analitics/48021

До сих пор существует версия, что попытка переворота была осуществлена при поддержке ЦРУ и МИ-6. Но "свалить" турецкого султана тогда не вышло. Напомним также, что Президент РФ Владимир Путин был одним из первых мировых лидеров, если вообще не первым, кто позвонил Эрдогану и выразил ему свою поддержку в связи с попыткой насильственной смены власти. Сейчас же США действуют другими методами - путем продвижения уже всем известных "демократических" нарративов.

Впрочем, слухи о драматическом ухудшении состояния Эрдогана могут быть сильно преувеличены. Сегодня он должен принять участие в загрузке топлива на АЭС "Аккую" вместе с российской стороной, которую по видеосвязи будет представлять Президент РФ Владимир Путин. Вряд ли Эрдоган смог бы принять участие в мероприятии, пережив инсульт. Впрочем, даже в полном здравии победить на выборах будет непросто - и России нужно обязательно учитывать связанные с этим геополитические риски.

Читать на "The Moscow Post"