Попытка Игоря Сечина получить контроль над "Петропавловском" и IRC Limited, похоже, провалилась. Обе компании по-прежнему в зависимости от "Газпромбанка". Сечину теперь н...

Как передает корреспондент The Moscow Post, компании "Южуралзолото" (ЮГК) и "Регион" Сергея Сударикова расторгли сделку по продаже акций золотодобывающей компании "Петропавловск" (Petropavlovsk). ЮГК Константина Струкова вновь стала владельцем 29,18% акций "Петропавловска". Похоже, "Газпромбанк", контролирующий долги "Петропавловска" и сбыт его продукции решил, что актив нужно все-таки оставить у себя.

Не исключено, что переиграть сделку председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера попросил олигарх Сулейман Керимов, который в свое время и помог Струкову получить в "Газпромбанке" кредит на покупку акций "Петропавловска". Похоже, Керимов все-таки надеется сконцентрировать у себя крупнейшие в России золотодобывающие компании. В связи с чем продажа акций "Петропавловска" по инициативе Струкова на сторону по бросовой цене Керимову вряд ли выгодна. Но Струкову очень нужны деньги для решения проблем с налоговой инспекцией и, возможно, он их получит от Керимова или того же "Газпромбанка", но другим путем.

Но не стоит исключать, что инициативу по разрыву сделки проявил и Судариков, считающийся человеком президента "Роснефти" Игоря Сечина. Возможно, Судариков и Сечин поняли, что приобретают актив хоть и недорого, но с громадным объемом обязательств. К тому же "Петропавловск" недавно потерял шансы вернуть железорудные активы IRC Limited, так нужные Сечину.

Отдавайте родимую взад

Вначале апреля 2022 года информационное агентство Interfax сообщило о расторжении сделки между ЮГК Струкова и Группой компаний "Регион" Сергея Сударикова. О том, что "Регион" приобрел у ЮГК 29,18% акций "Петропавловска стало известно 8 марта текущего года. Тот же Interfax писал, что на дату совершения сделки, 4 марта, стоимость 29% пакета "Петропавловска" составляла 22 млн фунтов стерлингов ($28 млн). Напомним, компания ведет промышленную отработку золоторудных месторождений в Амурской области, входит в топ-5 российских золотодобытчиков.

При этом в своем время ЮГК Константина Струкова стала крупнейшим акционером "Петропавловска" с громким скандалом и за большие деньги. В феврале 2020 г. ЮГК приобрела 22,37% акций золотодобывающей компании, а также облигации, которые можно было конвертировать в 5,97% акций, у Aeon Mining Романа Проценко. На момент покупки сделка оценивалась в $170 млн. Помогал Струкову появиться в "Петропавловске" Владислава Свиблов, выходец из скандально известной компании "Росбилдинг", у которого было 4,62% "Петропавловска".

Константин Струков. Фото: "Коммерсант" / Артем Суржа

Как пишет издание "Момент истины", деньги на приобретение акций Струков получил в "Газпромбанке" с помощью Сулеймана Керимова поскольку у того сформировались достаточно хорошие отношения с главой "Газпрома" Алексеем Миллером, а также с главой "Газпромбанка" Андреем Акимовым.

Алексей Миллер. Фото: РИА "Новости" / Владимир Астапкович

Но вспыхнул масштабный корпоративный конфликт, в результате которого основатель "Петропавловска" Павел Масловский, финдиректор компании Данила Котляров – сын бывшего заместителя председателя Госдумы РФ Ирины Хакамады, и близкие к ним миноритарии были отстранены от руководства предприятием. А для Масловского все и вовсе закончилось уголовным преследованием и арестом. Его заподозрили в мошенничестве - хищении средств дочерней компании "Петропавловска" - АО "Покровский рудник".

С этой компанией был связан другой скандал, когда люди, представляющие новых собственников в лице Струкова и Свиблова, заявились в офис "Покровского" в Москве. Якобы искали некие документы. С собой они взяли целую бригаду молодчиков, а возглавил шествие назначенный недавно глава ГК "Петропавловск" Максим Мещеряков. Об этом писал РБК.

Мещеряков ранее был задействован в компаниях, связанных с именем олигарха Сулеймана Керимова, писала "Версия". Появление Мещерякова в этом конфликте давало основание укрепиться версии о том, что Струков действует в интересах Керимова, который пытается сформировать крупнейший в России холдинг по добыче золота. Напомним, сыну Сулеймана Керимов до последнего времени принадлежало 76,34% компании "Полюс" – крупнейшей золотодобывающей компании в РФ.

Сулейман Керимов. Фото: РИА "Новости" / Евгений Биятов

Мещерякову те деяния не прошли даром. Как писал РБК, Следственный комитет заподозрил на тот момент уже главу "Петропавловска" Максима Мещерякова в причинении ущерба на 450 тыс. руб. ее "дочке" "Покровский рудник". Его обвинили в самоуправстве при попытке попасть в офис компании.

Должник Струков

И вот после таких перипетий спустя непродолжительное время Струков решился на продажу акций "Петропавловска", причем по цеце в разы меньше, чем было затрачено на покупку. На такой отчаянный шаг бенефициара ЮГК и одновременно заместителя председателя Законодательного собрания Челябинской области Струкова могли подтолкнуть проблемы в других его бизнесах.

Как писало "Правда УрФО", на бизнес семьи Струкова и его самого жёстко накатывает налоговая инспекция. Речь идет о долгах по налогам угледобывающей компании "МелТЭК". ФНС настаивает на солидарном взыскании с "МелТЭК" и ряда юрлиц, а также Струкова и его дочери Евгении Кузнецовой более 1,5 миллиарда рублей в рамках дела о несостоятельности "Шахты имени Дзержинского". Также ранее активу дочери Струкова по итогам выездной ревизии была предъявлена недоимка по налогам в 244,5 млн, пени на 52,5 млн, а также штраф на 72,2 млн рублей.

Так в январе 2022 г. стало известно, как инжиниринговая компания МКС - один из крупнейших контрагентов золотодобывающего холдинга ЮГК, через суды пытается изъять у Струкова десятки миллионов рублей. Как сообщала "Правда УрФО", МКС не получила полного расчета от ЮГК Струкова после выполнения работ. Соответственно, МКС подала в суд и выиграла - ЮГК обязали перечислить 74 млн рублей задолженности и более 18 млн рублей неустойки.

На фоне таких долгов Струкову, наверное, только и оставалось, продавать то, что "плохо лежит". Пусть даже путем продажи компании по цене, в разы меньше, чем было затрачено при покупке. Тем более, что вырученные средства Струков бы, скорее всего, оставлял себе, а доли по кредиту – "Петропавловску".

Но с учетом того, что изначально актив покупать помогал Керимов, который, очевидно, пытается сформировать крупнейший в России холдинг по добыче золота, ему эта продажа вряд ли могла понравиться. То есть Керимов и мог запустить процесс отказа от сделки с "Регионом" Сударикова. Возможно, Керимов и Струков смогли найти общий язык, в том плане, что Струков получал бы от Керимова либо живые деньги (те самые $28 млн), либо некие гарантии по решению проблем Струкова с налоговой инспекцией.

То, что Керимов даже на фоне санкций не собирается отказываться от своих интересов в сфере золотодобыче, показывает, например, тот факт, что его сын Саид Керимов продал 30% акций "Полиса", крупнейшей золотодобывающей компании РФ, дружественному лицу - владельцу "Группы Акрополь" Ахмету Паланкову, писал РБК. Паланкоев — также контролирующий акционер компании "Донуголь", крупного производителя высокосортного антрацитового угля в Ростовской области. В 2010–2016 годах он был членом Совета Федерации от Ингушетии. Вместе с Сулейманом Керимовым Паланкоев ранее инвестировал 27 млрд рублей в развитие туристического кластера на Северном Кавказе.

По неподтвержденной информации, Керимов мог планировать продажу объединенных золотодобывающих активов западному консорциуму, выдвинув помимо прочего условие убрать его из санкционных списков.

У Сечина не получилось

Но есть и другая версия. Отказаться от сделки мог и покупатель – Сергей Сударикова, которого считаю человеком президента "Роснефти" Игоря Сечина. Ведь "Петропавловск" с головой нагружен долгами перед "Газпромбанком". Более того, для обслуживая долга "Газпромбанк" выкупает 100% производимого "Петропавловском" золота.

Игорь Сечин. Фото: РБК / Владислав Шатило

То есть Судариков, а может даже сам Сечин, наверное, могли понять, что они хоть и купили долю в "Петропавловске" всего за $28 млн, но долги "компании и необходимость их обслуживать никуда не делись. А на дополнительные "плюшки" у виде железорудных и прочих рудников, записанных на IRC Limited теперь тоже рассчитывать не приходятся.

Напомним, в свое время прошлое руководство "Петропавловска" за $10 млн продало 29,9% IRC Limited в пользу компании Stocken Board Алексея Сизова. Струков даже пытался оспорить эту сделку, но неудачно. Тем не менее, "Газпромбанк" за $30,5 млн (то есть втрое дороже) выкупил обратно у Stocken Board долю в IRC Limited, проданную "Петропавловском" той же Stocken Board всего за $10 млн, писал РБК. IRC Limited владеет Гагаринским железорудным месторождением в Амурской области, а также Кимканским, Сутарским и Костеньгинским железорудными месторождениями в Еврейской автономной области.

Кроме того, похоже, что через офшор Brasenorse Services Limited IRC Limited также владеет ООО "Петропавловск – Черная металлургия" и ООО "Уралмайниг". О последней компании, в частности, известно, что собиралась развивать месторождение титаномагнетит-ильменитовых руд Большой Сейим в Тындинском районе Амурской области.

Как пишет "Коммерсант", IRC Limited стала прибыльной. Кроме того, компания является наиболее логичным поставщиком сырья на потенциальный металлургический завод "Роснефти" на Дальнем Востоке для верфи "Звезда". "Роснефть" планирует построить для верфи отдельный металлургический завод мощностью 1,5 млн тонн и стоимостью $2,2 млрд. Это и могло объяснять интерес Игоря Сечина к покупке акций "Петропавловска" через "Регион" Сударика, а затем – потенциальный возврат долей в IRC Limited. Но теперь, похоже, сбыться этим планам не суждено.

Получается, что теперь "Газпромбанк", по большому счету, контролирует и "Петропавловск" и IRC Limited. Что, похоже, открывает Алексею Миллеру хорошие позиции в переговорах с Игорем Сечиным. Ведь тому очень нужно демонстрировать успехи по строительству верфи "Звезда".

Читать на "The Moscow Post"