За новым проектом "НПЦ "Элвис" и "Ростелекома" маячит силуэт главы "Ростеха" Сергея Чемезова, давно мечтающего получить контроль над российской телекоммуникационной компа...
Как передает корреспондент The Moscow Post, стало известно о создании совместного предприятия "Ростелекома" и НПЦ "Элвис", которое займется производством мобильных процессоров "Скиф".
Если изучить связи участников данного проекта, то можно найти интерес госкорпорации "Ростех", глава которого Сергей Чемезов, напомним, недавно предлагал передать в доверительное управление госкорпорации акции "Ростелекома", принадлежащие российским госструктурам, в частности, корпорации ВЭБ.РФ.
В "Ростехе" тему данного обращения никак не комментируют. Но судя по инсайдерской информации, опубликованной РБК, в правительстве пока нет однозначного решения по нему, поскольку "синергия от подобной смены управления не очевидна".
А пока никакого решения по обращению Чемезова не появилось, возможно, он решил зайти в "Ростелеком" через "чёрный ход"?
Чьи уши торчат за проектом?По данным "Коммерсанта", ни "Ростелеком", ни НПЦ "Элвис" пока не раскрывают детали проекта. Эксперты и участники рынка высказали мнения, что такое партнерство может быть необходимо "Ростелекому" для закрепления в сегменте производства компонентов для устройств интернета в условиях западных санкций.
В "Руспрофайле" указано, что учредителями ООО "ЭсАй Майкро" являются АО НПЦ "Элвис" и АО "Вестелком" (принадлежит "Ростелекому"). Первому принадлежат 49%, а второму – 51%. Уставной капитал новой компании – 100 тысяч рублей. Из официальных комментариев учредителей следует, что "партнерство в сфере проектирования электронно-компонентной базы (ЭКБ) необходимо в рамках формирования "Ростелеком" технологической цепочки производства отечественного клиентского и операторского оборудования связи".
Интересно, что данные об учредителях НПЦ "Элвис" в базах данных скрыты. При этом из пояснительной записки к бухгалтерской отчетности компании можно почерпнуть информацию о том, что на конец 2020 года 30% принадлежали основателю Ярославу Петричковичу, а 70% — номинальному держателю АО "НК "Банк", которым владеет Виктор Григорьев.
Последнего недоброжелатели Сергея Чемезова называют его приятелем, а кое-кто даже "деловым партнером" и "кошельком" . Как бы намекая, что якобы через подконтрольный Григорьеву банк в интересах Чемезову могут выводиться средства "Ростеха".
Логично было бы предположить, что и прибыль с этих предприятий поступает не только в карман Григорьева?
АО "НК "Банк", которым владеет Григорьев, вообще называют базовым банком "Ростеха". Многие считают, что Григорьев за счет ресурсов банка придерживает те активы, которыми "Ростех" стесняется владеть напрямую.
Так, в 2018 году структуры банкира Виктора Григорьева за 14 млрд. руб. выкупили у "Ростеха" 75% холдинга "Технодинамика" — основного российского производителя оборудования для авиации, причем конкурс был закрытый, участие в нем могли принимать только компании из специального перечня, который утверждается "Ростехом".
А вскоре после этого стали появляться новости о том, что "Технодинамика" проявляет интерес к различным активам оборонного назначения. Например, в 2019 году ей отошло 50% + 1 акция Казанского Гипронииавиапрома, а через год "Технодинамике" под контролем холдинга оказались соликамский завод "Урал" и пермский НИИ полимерных материалов, об этом писал "Коммерсант".
Кроме этого, через Григорьева Чемезов также может контролировать ОКБ им. Симонова и Уральский завод гражданской авиации, акции которых по состоянию на 2019 год были у банкира. Сейчас данные об учредителях предприятия закрыты, но есть сведения, что в октябре прошлого года КУМС Екатеринбурга вышел из учредителей завода. Остается только предполагать, что там остался, чтобы вести бурную деятельность?
Виктор Григорьев – давний деловой партнер Чемезова. Фото: РИА "Новости"
В этом контексте логично было бы предположить, что и свежеобразованное совместное предприятие "Ростелекома" и НПЦ "Элвис" может оказаться частью многоходовой операции по поглощению "Ростелекома" настырным "Ростехом".
Известно, насколько целеустремленно Чемезов идет к осуществлению своих желаний. Достаточно вспомнить, как он четыре раза предпринимал попытки создать авиакомпанию. Об этом подробно писал The Moscow Post.
Совместное, но не совсемОчевидно, что у Чемезова есть другие методы возможного поглощения "Ростелекома", если способ получить доступ к управлению им через обращение к властям не сработает.
Если говорить про совместные предприятия, то самое время вспомнить историю с созданием компании "Цифромед" – кстати, совместного предприятия "Ростеха" и "Ростелекома", созданного в 2019 году.
Как заявлялось на сайте "Ростеха", основной задачей "Цифромеда" являлась разработка, внедрение и эксплуатация информационных систем и их компонентов в сфере здравоохранения.
Правительство России осенью прошлого года присвоило этой коммерческой компании статус единственного исполнителя по тендерам Минздрава РФ, Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) и подведомственных им учреждений по единой государственной информсистеме в сфере здравоохранения. Об этом писал "Регнум".
Полномочия "Цифромед" оказались весьма широки – оно может самостоятельно решать, отдавать ли часть работ на субподряд или нет.
Прежние учредители ушли, чтобы остаться? Фото: rusprofile.ru
Столь прибыльное дело дало резонный повод подозревать наличие хорошего лоббиста интересов этой компании.
Согласно данным "Руспрофайла", "Цифромед" на 51% принадлежит АО "РТ-Лабс" (структура "Ростеха") и на 49% - АО "НЦЭЗ". В "Руспрофайле" можно найти сведения о том, что до конца прошлого года в цепочке собственников "Цифромеда" компания "Фармстандарт", принадлежащая Виктору Харитонину, которого связывают с семьей экс-главы Минздрава РФ, действующего вице-премьера правительства Татьяны Голиковой. Таким образом стало очевидно, что полку лоббистов Чемезова в правительственных кругах прибыло.
"Ростелеком" ожидает судьба "Связьинвеста"?Тут стоит отметить, что нынешняя ситуация отчасти напомнила историю борьбы олигархов за компанию "Связьинвест". О ней подробно писали РИА "Новости".
С декабре 2006 года в течение нескольких лет состоялось несколько сделок по перепродаже долей "Связьинвеста" и от мене его активами, в том числе с участием "дочки" АФК "Система" – компании "Комстар-ОТС" и "Ростелекома".
Компанию нещадно дробили, пока не вмешался лично Владимир Путин, являвшийся тогда председателем Правительства. 3 декабря 2010 года он подписал распоряжение о передаче ОАО "Связьинвест" госпакетов акций "Центрального телеграфа", "Башинформсвязи", "Чукоткасвязьинформа" и "Московской междугородной телефонной станции N9" (ММТС-9).
Добьется ли Сергей Чемезов желаемого, пока трудно сказать. Фото: rbc.ru
Для повышения эффективности работы входящих в Группу "Связьинвест" компаний было принято решение о ее реорганизации. В конечно итоге "Связьинвест" был раздроблен и уже перестал существовать, как таковой.
Есть мнение, что идеологом так называемой "приватизации" "Связьинвеста" был бывший министр связи России Леонид Рейман. Официально он комментировал движение активов, согласовывал проведение аукционов и т.д. А неофициально вполне мог "разруливать" вопросы через своего бывшего заместителя Александра Киселева, какое-то время возглавлявшего "Связьинвест".
Никто не знает, как он руководил отраслью и какие реформы в ней проводил, зато все обсуждают, какие активы он контролировал и в каких поглощениях участвовал. Правда, официальных доказательств, что чиновнику принадлежал приписываемый ему бизнес, нет. Но ведь легенда от этого не становится менее значимой.
Возвращаясь к недавней просьбе Чемезова предать в доверительное управление "Ростеху" солидную часть акций "Ростелекома", можно предположить, что если по нему все-таки будет принято положительное решение, то, скорее всего, "Ростелеком" будет раздроблен на несколько частей. Из них самая лакомая часть, разумеется, достанется господину Григорьеву, какая-то часть достанется структурам, аффилированным с Харитониным и Голиковой.
В итоге все останутся довольны. Ну или почти все… И никто даже не подумает назвать происшедшее рейдерским захватом.
Читать на "The Moscow Post"