Владимир Путин совершает государственный визит в Казахстан....

Вчера Президент России Владимир Путин прибыл в Казахстан и провел переговоры со своим коллегой Касым-Жомартом Токаевым. Сегодня в Астане стартует саммит ОДКБ, который пройдет в условиях мощного роста геополитической напряженности и даже рисков ядерной войны из-за идущего конфликта на Украине и антироссийской позиции западных государств.

Казахстан - сердце Центральной Азии, умело балансирует между партнерством с Россией в рамках двусторонних отношений и международных организаций, одновременно сталкиваясь с растущим давлением пантюркских и прозападных сил. На этом фоне команде Токаева удается сохранять баланс и получать собственную выгоду и от проблем, и от успехов своего северного соседа.

Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.

ОДКБ многие эксперты считают мертвой организацией. Как и НАТО, она во-многом завязана на одного ключевого игрока. В случае с Североатлантическим Альянсом это США, с ОДКБ, конечно, Россия. Хотя помимо последней и Казахстана в оборонный союз входят Армения, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан.

Что касается Армении, то это членство и раньше было скорее номинальным, а сейчас же и вовсе превратилось в формальность. В июне 2024 года премьер-министр Армении Никол Пашинян прямо заявил, что его страна выйдет из организации. МИД Республики добавил, что к этому страну толкают США и ЕС. Сам Пашинян обосновывает необходимость выйти из организации якобы тем, что она не помогла Армении во время карабахской войны. Впрочем, это кейс известный: ОДКБ не имела на это полномочий, ведь территория Карабаха – международно-признанная территория Азербайджана.

Что принес визит Путина в Казахстан? Как заявили в Кремле, эта поездка отражает высокий уровень отношений стратегического партнерства и союзничества между Россией и Казахстаном. Если вернуться к контексту ОДКБ, президент Токаев прекрасно помнит, что именно под эгидой этой организации Россия оказала его команде всемерную помощь в подавлении вооруженных беспорядков в начале 2022 года, известных как Январские события. Однако, дальнейшее сближение с Россией, особенно по линии ОДКБ, грозит Казахстану новыми геополитическими рисками.

Нынешний Казахстан сумел найти золотую середину - с одной стороны, не ссорится с Кремлем, проводить адекватную добрососедскую экономическую и культурную политику. С другой стороны, позиционировать себя как нейтральную силу, привлекая инвестиции и с Запада, и с Востока - и не позволил втянуть себя в противостояние с северным соседом. Как, кстати, не удалось втянуть в него и Грузию.

При этом Казахстан подчеркивает, что выполняет антироссийские санкции, так как в противном случае серьезно пострадает сам. И он же все равно остается важнейшей транзитной страной для параллельного импорта в Россию - таких лазеек достаточно. Т.е. Токаев умудряется не дразнить медведя и при этом избегать чрезмерного давления западных санкционеров. Это и называется - многовекторная политика. Условно говоря, Токаев ловко ведет корабль Казахстана между "российским" утесом Сцилла и "натовским" водоворотом Харибдой.

После переговоров в Астане лидеры двух стран подписали совместное заявление "об углублении стратегического партнерства в условиях нового глобального порядка", которое состоит из 36 пунктов и декларирует необходимость развития политического диалога, интенсификации торгово-экономических связей и гуманитарного сотрудничества.

Особенно стоит отметить пункт 9 в разделе "Политический диалог" - в нем сказано, что "стороны осуждают безответственные заявления публичных и официальных лиц, противоречащие духу взаимного доверия и уважения суверенитета двух стран". О каких именно заявлениях идет речь, не уточняется. Но это можем уточнить мы. Некоторые представители элит с обеих сторон позволяли себе абсолютно неприемлемую риторику в отношении соседа - стратегического партнера, что способствовало росту напряженности между РФ и Казахстаном на ровном месте.

С российской стороны этим отметился Депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. Ранее в ответ на заявление Токаева о непризнании ДНР и ЛНР он сказал, что если нет "дружбы", "то все возможно, как в случае с Украиной". Пассаж был настолько неудачный, что вызвал гнев казахстанского МИДа - Затулину объявили о нежелательности его присутствия в центральноазиатской республике. Купировать скандал пришлось российским дипломатам.

Со стороны чиновников Казахстана также были некорректные заявления. Среди прочих, министр информации и общественного развития страны Аскар Умаров называл русских "навязанной диаспорой" и писал, что "когда все будут напиваться водкой и праздновать непонятный день победы, вы помяните молитвой наших несчастных дедов, не вернувшихся с чужой войны. Кого победили, что победили?".

Его слова вызвали огромный скандал и осуждение в самих элитах Казахстана. Впоследствии сам Умаров от своих слов отказался, назвав их "истлевшим мусором". Таким образом, Токаев и Путин в ходе визита последнего в Казахстан еще раз дали понять, что подобная враждебная риторика считается неприемлемой обеими сторонами.

Вместе с вышеназванным заявлением лидеры России и Казахстана также подписали еще 19 документов - от программы межрегионального и приграничного сотрудничества на 2024-2028 годы и межправительственного соглашения по сотрудничеству в сфере здравоохранения до ряда соглашений о сотрудничестве между Министерствами юстиции и двусторонних договоров между российскими и казахстанскими компаниями. Особенно стоит отметить и то, что сторонам удалось договориться увеличить поставки российского газа через территорию Казахстана в Узбекистан.

Таким образом, вбить клин в отношениях между РФ и Казахстаном не удалось ни США, ни поднимающей голову Турции с ее пантюркизмом. Тем не менее, Штаты весьма активно присутствуют в Казахстане. Например, американские военные обучают войска Национальной гвардии страны через американское "Агентство по уменьшению угрозы". Его цель - максимально сблизить офицерские корпуса двух стран. Подобные проекты (а по сути, это создание американских военных объектов на своей территории) противоречат духу и букве международных обязательств Казахстана по линии ОДКБ и ШОС.

Однако, президент Токаев - достаточно мудрый политик, чтобы делать ставку лишь на одного крупного геополитического игрока - как это сделала Украина. И вся его политика направлена вовсе не на сближение с Россией, а на реализацию интересов собственного государства. И так будет продолжаться до тех пор, пока он у власти и подобные шаги выгодны именно Казахстану.

Читать на "The Moscow Post"