Россию продолжают выталкивать с Закавказья, используя обанкротившуюся команду Пашиняна и амбиции турецкого президента Эрдогана....

Противостояние за Нагорный Карабах обернулось трагедией для армянского народа, и триумфом для Азербайджана и его союзницы Турции. Разрешение многолетнего конфликта неотвратимо повлечет за собой изменение баланса сил в регионе, и, скорее всего, не в пользу России.

Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.

Третья острая фаза конфликта за Нагорный Карабах, или Арцах в армянской традиции, завершилась быстрее всех, и с наименьшими потерями с обеих сторон. По последним данным, со стороны НКР могли погибнуть порядка 1 тыс. из армии в 2,5 тыс. человек. Ясно, что против 60 тыс. азербайджанских военнослужащих при полной поддержке турецкой армии никаких шансов у них не было. Однако Армении и ее братскому России народу от этого не легче.

За все постсоветское время вокруг Нагорного Карабаха строилась идентичность нового армянского государства и его народа. Потеря этих исторических территорий неизбежно вызовет мощный рессентимент в обществе – не менее сильный, каким по поводу Карабаха страдало азербайджанское.

В этой ситуации было практически очевидно, что ни сама Армения, ни ее союзница по ОДКБ Россия не вмешаются в происходящие события. Президент Азербайджана Ильхам Алиев идеально подобрал геостратегический момент и действовал с позиции силы. Операцию он назвал полицейской и антитеррористической. В этом смысле, его нисколько не остановил даже старт Генассамблеии ООН - да и не мог, ведь Карабах де-юре является международно признанной территорией Армении.

Кто "сдал" Карабах?

До начала второй карабахской войны в 2020 году Пашинян несколько раз утверждал, что "Арцах - это Армения. И точка". Свою позицию он объяснял тем, что исходит из декларации о независимости Армении, где говорится о воссоединении Армении и Нагорного Карабаха.

А в апреле 2023 года он завил, что мир на Южном Кавказе возможен только в том случае, если Армения зафиксирует: ее территория - это 29,8 тыс. кв. км Армянской ССР, в границах которой республика получила независимость в 1991 году. Уже тогда армяне восприняли это заявление, как предательство.

В мае Никол Пашинян вновь де-факто признал за Азербайджаном Нагорный Карабах. С тех пор судьба непризнанной Республики была практически решена. А во время однодневной горячей фазы 19 сентября премьер Армении заявил, что армии его страны в непризнанной Республике нет. Разумеется, это вызвало настоящую бурю негодования среди людей - протестующие в центре Еревана пытались попасть в правительственные здания, были столкновения с полицией. На следующий день акции протеста продолжились.

Пострадало и российское посольство. Радикальные группы, явно "прогретые" различными антироссийскими организациями и медиа, попытались проникнуть и в него, выкрикивая оскорбительные лозунги и обвинения в предательстве. В ряде СМИ и соцсетях запустилась целая компания, которая пытается обвинить в нынешнем крахе Армении Россию.

Есть немалая вероятность, что правительство Пашиняна все-таки не устоит. Однако, вспять ситуацию в Карабахе уже не повернуть. Кажется, команда нынешнего премьер-министра, пришедшего к власти на волне "бархатной" революции 2018 года, сделала свое дело и полностью обанкротилась.

Не говоря уже о том, куда нынешний премьер близкой нам страны развернул вектор ее внешней политики. Последние несколько недель напряжение между властями России и Армении росло из-за целого ряда недружественных шагов Еревана. Чего стоят только одни военные учения со странами НАТО, которые проходят в эти дни на территории республики. Почему же армянские войска не двинулись защищать свои исторические территории, а просто сдали живших там людей?

Произошло это несмотря на все усилия России не допустить кровопролития. Более того, под удар попали российские миротворцы - 20 мая в районе населенного пункта Джанятаг, который расположен в зоне ответственности миротворческого контингента РФ, их машина была расстреляна неизвестными. Ситуацией занимаются следственные органы России и Азербайджана. Ситуация вопиющая. Ей занимаются следователи как России, так и Азербайджана.

Другой важный момент - гуманитарная ситуация в регионе. Тысячи беженцев НКР потянулись из своих домов, опасаясь этнических чисток со стороны Азербайджана. В аэропорту Степанакерта началось столпотворение.

Дальнейшие действия страны-победителя вызывают беспокойство и других государств - что будет с населением Арцаха? Среди прочего, Ильхам Алиев потребовал от властей Армении выдать командиров бывшей непризнанной Республики, а также мужчин, которые имели какое-то отношение к ее армии. А это не менее двух третей всего мужского населения Карабаха.

Сегодня должна пройти встреча Ильхама Алиева с представителями жителей бывшей НКР, Тех, кто пока остался в своих домах. Правительство Алиева изо всех сил пытается убедить мировое сообщество в том, что реинтеграция Карабаха в Азербайджан пройдет плавно и цивилизованно. Насколько это окажется правдой, покажет ближайшее будущее.

Страх репрессий над гражданскими лицами, впрочем, не сильно занимает новых западных партнеров Армении. Если говорить о том, что его команда пыталась переориентировать вопросы безопасности с России на США и НАТО, то реакция последних и вовсе оказалась около нулевой. В целом же они оказались в относительном геополитическом выигрыше, потому что кровавая развязка явно пошла не на пользу имиджа России, как гаранта безопасности в регионе.

Россия никуда не уходит

Тем не менее, Россия из Закавказья никуда не уходит - говорить об этом преждевременно. Правильней сказать о значительном усилении там других центров силы - прежде всего, региональной державы Турции и ее прозорливого президента Реджепа Эрдогана.

Идеологи нынешнего турецкого политического истеблишмента не скрывают, что пытаются воссоздать Великий Туран. И Россия со своими интересами безопасности в Средней Азии им явный соперник. При этом наша страна сохранила партнерские отношения с Азербайджаном, и избежала конфликта с Турцией, который бы неизбежно сказался на множестве других направлений.

Ныне же команда Никола Пашиняна пытается убедить собственных граждан в том, что фактическая сдача Арцаха и предательство живущих там людей были вызваны необходимостью сохранить государственность - мол, при потенциальном разгроме можно потерять и "материковую" Армению. Но он хорошо знает, что на это Алиев бы не пошел - тогда в действия вступили бы гарантии безопасности со стороны РФ.

Возможно, Пашинян согласовал своё бездействие в Карабахе с турецко-азербайджанским военным альянсом, о чём говорит блицкриг армии Азербайджана за один день. Для команды Пашиняна непризнанная республика была неликвидным и непрофильным активом. Судя по всему, основные их активы находятся на Западе.

Статус российского миротворческого контингента оказался в подвешенном состоянии. По нему определенно нужны новые договоренности. Однако Турция и ее партнеры по НАТО и ЕС будут всеми силами пытается свести остатки присутствия России к минимуму. Пашинян же постарается компенсировать разгром усилением экономических отношений с Турцией, чтобы менее зависеть от перевозок по Военно-Грузинской дороге, пролегающей через Грузию. Сейчас по ней идет до 70% грузов хозяйственного комплекса страны.

Однако, ставка на усиление торгово-экономических связей может не сработать там, где замешана большая геополитика. Через Армению будет оказываться давление и на Россию, и Пашинян, как и команда Зеленского, может стать разменной монетой в этой борьбе - с еще более худшими последствиями для его страны, что мы видим на примере Арцаха.

Читать на "The Moscow Post"