Прошедшую в Тегеране встреча трех лидеров, западные СМИ уже прозвали встречей "трех несогласных". Страхи евронатовцев понятны, они боятся создания новой коалиции и укрепл...

Первое, что вспоминается, в связи с этим трехсторонним саммитом в этой части мира, так это Тегеран 1943 года и встреча там лидеров трех союзных государств антигитлеровской коалиции. Спустя 79 лет, в Тегеране встретились лидеры другой "коалиции", которую условно можно назвать "тройкой несогласных".

Владимир Путин встретился отдельно с президентом Ирана Ибрахимом Раиси и верховным лидером Али Хаменеи. Затем глава государства переговорил с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, принял участие в переговорах в формате Россия - Иран - Турция, сообщает корреспондент The Moscow Post.

Как минимум, все трое участников встречи выступают против западных санкций, в основе которых своеволие Америки. Как максимум, все трое представляют государства, страны и культуры, которые стоят на стороне традиционных ценностей. Противоречий немало, их первый источник – Сирия. Есть и другие, но спорные вопросы разрешимы, полагают руководители Ирана, России и Турции. А перспективы взаимодействия впечатляют и саммит это наглядно продемонстрировал.

Перед саммитом

Все как-то совпало, случайно, или так было нужно. В России тоже многое совпало. В один день появилась знаковая статья российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в "Известиях" об инсценировках Запада "на крови". Министр, в частности, сказал, что "натовские инструкторы и наводчики РСЗО уже, судя по всему, руководят действиями ВСУ и нацбатов непосредственно "на земле". Но все же оставил надежду на то, что еще не поздно "играть по-честному, не по шулерским правилам, а на основе международного права", призвал Запад вернуться на землю из мира иллюзий.

Тогда же в Минобороны России отметили: "Генерал армии Сергей Шойгу <…> дал указания командующему на приоритетное поражение высокоточным оружием ракетных и артиллерийских средств большой дальности противника, из которых ведутся обстрелы жилых кварталов населенных пунктов Донбасса и осуществляются намеренные поджоги полей с пшеницей, а также хранилищ с зерновыми".

Практически одновременно из Киева пришло известие о том, что в ближайшее время ВСУ получат сверхдальнобойные снаряды для ракетных систем залпового огня HIMARS. Об этом заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов. За неделю до этого депутат Верховной рады, член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Федор Вениславский заявил, что Украина "на всех уровнях" ведет переговоры с США о предоставлении ракет дальностью 300 км.

Наконец, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил в интервью гостелерадио Ирана, что "четких временных рамок для спецоперации на Украине нет, она закончится, когда будут достигнуты все ее цели". В интервью Песков также заявил, что общее количество ограничений против России с советских времен "измеряется, наверное, тысячами", что "это та цена", которую Россия и Иран платят за независимость и суверенитет.

К этим словам тесно примыкают предположения Белого дома (и угрозы Госдепартамента США) по поводу поставок России иранских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Больше того, если эти предположения оправдаются – заявила американская сторона – на Россию и Иран будут наложены дополнительные санкции. Эти предположения министр иностранных дел Ирана Хосейн-Амир Абдоллахиан опроверг.

Исходя из всего этого, можно предположить, что, во-первых, эскалации конфликта на Украине не избежать, хотя Россия к этому и не стремится. Еще 29 июня президент России Владимир Путин сказал, что призыв к Киеву продолжать боевые действия подтверждает, что Украина - просто средство для достижения Западом его целей.

Во-вторых, Встреча в Тегеране стала первым за три года очным саммитом российского лидера с коллегами из Ирана и Турции. Визит Владимира Путина в Иран еще до объявления его итогов стал раздражителем для администрации президента Джо Байдена.

Почему Америка недовольна?

Причины для американского недовольства оказались весомые, хотя итоги визита Вашингтону еще предстоит расшифровать, гадая о том, что не попало в руки корреспондентов. У главы российского государства была беседа с духовным лидером и руководителем Ирана Али Хаменеи. В беседе Хаменеи заметил, что Североатлантический альянс начал бы войну с Россией под предлогом Крыма, если бы его не остановили на Украине.

"США твердо намерены гарантировать, что у Ирана никогда не будет ядерного оружия", - заявил Джо Байден, выступая на арабо-американском саммите в Джидде, Саудовская Аравия. Байден считает, что решение администрации бывшего президента США Дональда Трампа выйти из СВПД по иранской ядерной программе было "гигантской ошибкой". "Они сейчас гораздо ближе к ядерному оружию, чем были ранее", - подчеркнул он.

Но власти Ирана заявили о появлении технических возможностей по обогащению урана пригодного для производства ядерной бомбы, но решения пока не принято, заявил Камаль Харрази, советник верховного лидера страны аятолла Али Хаменеи. В 2018 году США отказались от ядерной сделки с Ираном. По условиям СВПД Иран обязывался прекратить работы по обогащению урана в обмен на снятие экономических санкций.

Достаточно также сказать, что стороны на саммите по Сирии согласились, что США должны покинуть Сирию!

На этом фоне - Сирия

Российский лидер, президент Ирана Эбрахимом Раиси и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обсудили меры по ликвидации очага терроризма в Сирии и вопросы помощи этой стране в решении гуманитарных проблем. Как отмечали в Кремле еще до начала визита, на саммите планировали обсудить вопросы окончательной ликвидации очага международного терроризма в Сирии.

Предыдущий (шестой по счету) саммит астанинской "тройки" прошел 1 июля 2020 года в онлайн-режиме. Стороны тогда условились, что соберутся в Тегеране очно, когда позволит эпидемическая обстановка. Пандемия отступила, а Турция начала новую военную операцию на севере Сирии в первые дни июля с целью установить контроль над городами Талль-Рифат и Манбидж, а также создать 30-километровую зону безопасности вдоль турецкой границы. Эрдоган намерен зачистить и другие районы Сирии, граничащие с Турцией.

По этому поводу духовный лидер и руководитель Ирана Али Хаменеи пояснил, что терроризму обязательно нужно противостоять, но военная атака на Сирию пойдет на пользу скорее террористам. Он подчеркнул, что проблема безопасности должна решаться путем переговоров. Иран, Турция, Сирия и Россия должны совместно договориться о решении. Иран печется о безопасности Турции и считает, что двусторонний диалог следует активизировать, повысить качество контактов.

Любое нападение на север Сирии определенно нанесет ущерб Турции, Сирии и всему региону, считает духовный лидер Ирана Али Хаменеи. Об этом он заявил при разговоре с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, сообщает иранское агентство IRNA.

Али Хаменеи заявил турецкому президенту Реджепу Эрдогану, что Иран будет выступать против любого вторжения на территорию Армении и блокирования границы.

Стороны на саммите по Сирии согласились, что США должны покинуть Сирию, заявил - президент Ирана Эбрахимом Раиси. Стороны астанинского формата продолжат оказывать гуманитарную помощь народу Сирии. Этот формат показал свою эффективность, работа по этой формуле продолжится, страны региона и международное сообщество должны помочь возвращению сирийских беженцев в свою страну, -- заявил Раиси.

И добавил: "Мы осуждаем рост числа ударов Израиля на территории Сирии по ключевой инфраструктуре, такие действия нарушают территориальную целостность Сирии, рушат мир и угрожают региональной и международной безопасности".

Турция тоже ожидает помощи

Эрдоган, в свою очередь, заявил, что гаранты астанинского формата подтвердили решимость способствовать урегулированию в Сирии, что Астанинский процесс является важным механизмом урегулирования сирийской проблемы. Турция ожидает помощи России и Ирана в противодействии террористическим группировкам в Сирии. Гуманитарная помощь Сирии является важнейшей задачей стран - гарантов астанинского процесса и Турция ожидает от партнеров более серьезной поддержки ее усилий в вопросах защиты своей безопасности.

Эрдоган подчеркнул, что Анкара всегда выступала против санкций в отношении Ирана и будет это делать. Турция также не поддерживает антироссийские санкции. Он сообщил, что поддерживает "законные ожидания" Ирана в переговорах по "ядерной сделке" и призывает бизнес инвестировать в проекты в Иране. Президент Турции также заявил, что террористические группировки в Сирии получают финансовую поддержку США, Германии, Великобритании и Франции.

Владимир Путин заметил на встрече с Эрдоганом, что "Много вопросов и по сирийскому урегулированию, перспективные крупные двусторонние проекты движутся, развиваются. В поле нашего зрения находится и другой важный вопрос - урегулирование карабахской проблемы", - сказал Путин.

Совместное заявление

Саммит государств - участников астанинского формата по урегулированию в Сирии был полезным и весьма содержательным. Такую оценку Владимир Путин дал по итогам разговора с коллегами из Ирана и Турции. "В деловой и конструктивной атмосфере … предметно обсудили ключевые аспекты нашего взаимодействия по Сирии", - рассказал российский лидер.

"В принятом [по итогам саммита] совместном заявлении подтверждена приверженность укреплению трехстороннего сотрудничества России, Ирана и Турции в интересах достижения устойчивой и жизнеспособной нормализации ситуации в Сирии", - указал Путин.

По словам российского лидера, в нем подтверждена приверженность укрепления трехстороннего сотрудничества Москвы, Анкары и Тегерана "в интересах достижения устойчивой и жизнеспособной нормализации ситуации" в САР.

Как отметил Путин, в совместном заявлении также указывается, что страны Астанинской "тройки" (Россия, Иран и Турция) сходятся во мнении, что полностью разрешить сирийский кризис можно только политико-дипломатическими средствами с опорой на межсирийский диалог, как это предусмотрено резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН.

"И, естественно, при неукоснительном соблюдении основополагающих принципов уважения суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности", - отметил он. Путин также подчеркнул, что определять будущее Сирии должны ее граждане без навязывания извне каких-либо "готовых рецептов или моделей".

Двусторонние партнерские

Двусторонний формат был менее важен. "У нас большая очень повестка дня", - сказал Путин Эрдогану, добавил, что рад его видеть. По словам российского лидера, отношения России и Турции развиваются, "несмотря ни на что, растет товарооборот, причем очень значительными темпами". Путин также выразил удовлетворение тем, что на полях саммита астанинской "тройки" у него и Эрдогана есть возможность провести двустороннюю встречу.

С Эрдоганом Путин обсудил ключевые вопросы российско-турецкого сотрудничества, ситуацию с вывозом зерна из украинских портов, актуальные международные проблемы, включая Украину. В Стамбуле 13 июля прошли первые четырехсторонние консультации между представителями ООН, России, Турции и Украины по вопросу разблокирования украинских портов для вывоза сельскохозяйственной продукции.

Вопросы российско-иранского взаимодействия в экономической сфере приобрели особую актуальность на фоне ужесточения западных санкций в отношении РФ. Владимир Путин рассказал о взаимодействии с Ираном для укрепления международной безопасности. Он акцентировал внимание на рекордных показателях роста двустороннего товарооборота.

В текущем году предстоит подписание постоянного соглашения между Ираном и Евразийским экономическим союзом о зоне свободной торговли. Документ заменит временный договор.

На повестке двусторонних переговоров были вопросы сотрудничества в сфере энергетики, торговли, экономики в условиях ужесточения западных санкций. Иран может увеличить закупки зерна, кормов и масла. Россия стала для Ирана основным источником поставок зерна и кормов, заявил Джалали. По словам посла, в прошлом году Иран импортировал из России более 8 млн тонн сельхозпродуктов.

Вместе с Газпромом

Газпром вместе с Иранской национальной нефтяной компанией (NIOC) подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству, включающий проработку совместной реализации СПГ-проектов и строительство газопроводов, сообщил российский холдинг.

"Документ предполагает анализ возможностей взаимодействия, в частности, по следующим направлениям: разработка нефтегазовых и нефтяных месторождений Ирана, осуществление обменных операций с природным газом и нефтепродуктами, реализация крупнотоннажных и малотоннажных СПГ-проектов, строительство магистральных газопроводов, научно-техническое и технологическое сотрудничество", – цитирует сообщение Газпрома ТАСС.

Исполнительный директор NIOC Мохсен Ходжастемехр сообщал, что стороны решили вести совместную разработку газовых месторождений Северный Парс и площадки на месторождении в районе острова Киш. По его словам, российская сторона инвестирует в проект 10 млрд долларов. Также стороны согласовали разработку Газпромом шести нефтяных месторождений и проработку другого проекта, в который "российская сторона вложит 15 млрд долларов".

Восстановление СВПД и не только

"Что касается ситуации вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, наши представители находятся в постоянном контакте. Считаем важным продолжать усилия в целях сохранения ядерной сделки и создания условий для возобновления ее устойчивой реализации на основе резолюции 2231 Совета Безопасности ООН", - сказал глава российского государства, выступая с заявлением по итогам встречи президентов стран - гарантов астанинского процесса.

"Полагаем необходимым, чтобы в случае восстановления совместного плана всем его участникам гарантировались равные права в отношении беспрепятственного развития сотрудничества в любых областях и без какой-либо дискриминации", - подчеркнул Путин.

Дмитрий Песков рассказал, что Россия передала Ирану проект договора о всеобъемлющем стратегическом сотрудничестве. По его словам, РФ надеется, что после того, как дополнительные правки с учетом мнения иранской стороны будут внесены и согласованы, можно будет выйти на подписание договора.

Президент Ирана Эбрахим Раиси заявил, что визит Владимира Путина в Тегеран должен стать поворотным этапом в развитии отношений двух стран. "Я очень надеюсь на то, что ваш официальный визит в Иран станет поворотным этапом в том, что касается укрепления отношений между странами по вопросам как региональной, так и международной повестки".

Читать на "The Moscow Post"