Государство может сменить название...

Саммиту "Большой двадцатки" в Нью-Дели 9-10 сентября предшествовала своего рода сенсация. Индия, как организатор встречи в подготовленных материалах назвала себя "Бхарат". По словам представителей правительства, это название будет использоваться на международном уровне, сообщает корреспондент The Moscow Post

Непривычное нашему уху название "Бхарат" использовано в официальном приглашении на ужин от имени президента Д. Мурму, на который приглашены лидеры "Большой двадцатки", а также в буклете "Бхарат - мать демократии".

Глава МИД С. Джайшанкар, отвечая на вопросы, предложил ознакомиться с текстом индийской Конституции, где название "Бхарат" тоже закреплено. Первая статья Конституции гласит: "Индия, также Бхарат, является союзом штатов".

"Индия" используется в английском, "Бхарат" – применяется на хинди. Хинди и английский — государственные языки. Это же слово - "Бхарат", содержится в названии правящей "Бхаратия джаната пати" (БДП, Индийская народная партия).

ООН готова рассмотреть возможность переименования Индии в Бхарат, если поступит соответствующий запрос. В прошлом году был удовлетворен запрос Анкары. В официальных документах ООН страна теперь называется Trkiye, а не Turkey.

От перемены мест Бхарат система не меняет

Говорят, что премьер-министр Нерендра Моди посоветовал членам кабинета уклоняться от комментариев на эту тему. Все это происходит накануне саммита G20 и в преддверии парламентских выборов. В избирательной кампании правящая коалиция БДП будет отстаивать право руководить страной. Ей противостоит оппозиция, объединившаяся в альянс INDIA. Это аббревиатура от Indian National Developmental Inclusive Alliance.

Оппозиционные партии обвинили правительство премьер-министра Нарендры Моди в попытке в одностороннем порядке переименовать страну. Хотя, правящая партия пошла тем же путем, что и оппозиция, решив использовать название своей страны "Бхарат" в официальных документах в надежде, что это поможет привлечь голоса избирателей.

Лидер главной оппозиционной партии Индийский национальный конгресс Шаши Тхарур заявил, что "было бы глупо полностью отказаться от названия “Индия”". Главный министр Дели Арвинд Кеджривал, чья партия Аам Аадми также принадлежит к новому оппозиционному блоку, заявил журналистам, что БДП обеспокоена альянсом INDIA. Он предположил, что опасения по поводу голосов побудили правящую партию пойти по этому пути. Один из лидеров БДП и главный министр штата Ассам Химанта Бисва Сарма заявил репортерам, что страна была "Бхарат", есть "Бхарат" и останется "Бхарат".

"Вся эта партия Конгресса против индуистов и Бхарата", — сказал Сарма.

Привет "колонизаторам"

Некоторые индийские политики считают название "Индия" наследием колониальных времен. Страна получила независимость в 1947 году, после почти 200 лет британского правления. Хотя название появилось задолго до прихода колонизаторов, а европейцы освоенные или захваченные ими земли иногда тоже называли новые земли Вест-Индия или Ост-Индия.

Те времена давно прошли. Мир стал иным и Индия (Бхарат), председательствуя в Группе двадцати, будет принимать в Нью-Дели среди гостей саммита G20 и бывших колонизаторов. По иронии, премьер Великобритании этнически принадлежит "той самой Индии".

Да и сама "двадцатка" изменилась, как и отношения внутри группы, если иметь ввиду явные и скрытые противоречия в геометрической "фигуре", которую образуют США, Китай, Россия, Евросоюз, Япония и другие страны, включая Индию. Санкции и новые военно-политические альянсы не способствуют экономической стабильности, как и эффективности экономического форума лидеров, коим является G20.

Проблем так много, что экономика отступает на второй план, на первый вышли нацизм на Украине и открытая русофобия на Западе. В центре всех неурядиц прокси-война, которую "натовские силы" навязали Москве на территории бывшей УССР. ВСУ выступают в роли главного отряда этих сил НАТО, даже не успев вступить в альянс.

В статье, опубликованной в британской газете The Times, Моди предложил странам мира объединиться, преодолев разногласия и разрушив барьеры, сохранить глобальные цепочки поставок, уделить внимание продовольственной безопасности и питанию в связи с последствиями изменения климата.

Однако главный "разрушитель цепочек" сам едет в Нью-Дели. Президент США Джо Байден отправляется в Азию, несмотря на болезнь супруги. Кроме Индии, Байден намерен посетить Вьетнам, что воспринимается всеми, как жест, направленный против Китая.

Председатель КНР Си Цзиньпин в Нью-Дели не приедет. Встретиться там с Байденом и не "поговорить", о чем мечтает "сонный Джо" - только осложнить и без того непростые отношения. А говорить, похоже, пока не о чем. Китай будет представлять премьер Госсовета Ли Цян.

Президент России Владимир Путин всю работу на этой встрече поручил вести главе МИД РФ Сергею Лаврову, направлять видеообращение к участникам саммита он не планирует. Так, или иначе, но "укрепить многосторонность" этот саммит вряд ли сумеет, хотя призыв Моди "к реформам глобальных институтов" может способствовать формированию повестки следующей встречи "Двадцатки +1".

Индия выступила за предоставление Африканскому союзу статуса постоянного члена G20. Россия поддержала этот шаг по расширению "двадцатки". Пока Евросоюз — единственная организация в G20, имеющая статус полноценного, а не приглашенного (как Афросоюз) члена. Представители ЕС заседают на саммитах с главами государств-участников на равных. И в случае положительного решения Африканский союз получит такой же статус.

Запад держит за пазухой итоги

Еще одна проблема для организаторов саммита состоит в том, каким будет итоговое заявление. Запад настаивает на том, чтобы документ содержал бы решительное осуждение Москвы и стал бы знаком солидарности с Украиной.

Участие РФ в саммите не позволяет этого сделать. Чтобы найти приемлемую форму, Индия предложила включить в документ и пункт с осуждением специальной военной операции РФ на Украине, и отразить позиции Москвы и Пекина.

Но сделать так, чтобы Россия, страны Группы семи и Китай, остались довольны каким-то общим текстом, может и не получиться. В ноябре прошлого года на Бали шли ожесточенные споры по поводу осуждения военных действий на Украине. Президент Индонезии Джоко Видодо тогда заявил, что вопрос стал наиболее сложным, но документ все же удалось согласовать.

С критикой индийского "всех устраивающего" подхода к проблеме и варианта декларации, предложенного Нью-Дели, выступили и США, Великобритания и Евросоюз. Они посчитали, что документ получается слишком мягким, то есть фактически таким же, какой был принят год назад. Тогда в декларации попала следующая формулировка: "Большинство стран осудили спецоперацию в Украине" и подчеркнули, что она обостряет нестабильность в глобальной экономике, но "прозвучали и другие точки зрения, и разные оценки ситуации и санкций".

В истории саммитов G20 еще не было случая, когда итоговая декларация не была бы принята. Такой прецедент стал бы серьезным ударом по престижу форума. Декларация по итогам встречи скоро должна появиться. Какой она будет, вряд ли что-то изменит в группе, где политические противоречия явно перевешивают способность поддерживать экономическую стабильность.

При этом не были перечислены члены G20, осуждающие действия РФ. Таким образом, в форум, чего желал бы Запад, мероприятие не превратилось.

Судя по данным агентства Bloomberg, которое ссылается на информацию из французских источников, свои первоначальные предложения по формулировке декларации изменил Китай. Правда, как именно – не очень понятно. Тем не менее из данных агентства можно сделать вывод, что к четвергу консультации по формулировкам, которые вели представители стран G20, все же дали некий результат, скорее всего, будет принята.

Читать на "The Moscow Post"