В Челябинской области складывается тревожная ситуация вокруг Аргазинского водохранилища. По словам местных экологов, самый крупный водоем региона продолжает мелеть и при ...

В частности, общественники обращают внимание на деятельность ООО "Миасский прииск", которое может находиться в контуре влияния олигарха Константина Струкова. В последнее время господин Струков оказался в тисках претензий ФНС.

В условиях недостатка финансового ресурса, компании, которые считают близкими к Струкову, готовы пойти на любые ухищрения?

Почем "водица от Струкова" разбирался корреспондент The Moscow Post в Челябинской области.

Страсти вокруг Аргази

У Аргазинского водохранилища сегодня существуют две стороны жизни – красивая, "глянцевая" и оборотная, неприглядная. В первом случае Аргази – гидрологический памятник природы, крупнейший водоем Челябинской области.

Он имеет важное водохозяйственное и рекреационное значение, как источник питьевого и хозяйственного водоснабжения Челябинска и ряда близлежащих населённых пунктов, входит в природоохранную зону. Поверхность искусственного озера усеяна множеством островков, туда приезжают на отдых туристы, ловят рыбу, купаются. На берегах Аргазинского водохранилища действует несколько санаториев и туристических баз.

Так выглядит внешняя "глянцевая" часть Аргазинского водохранилища. Фото: argayash.com

Но стоит отойти от туристических маршрутов и можно наткнуться на другую часть жизни Аргази, в которой из него бесконечно качают воду для промывания горной породы, причем делают это не сказать, чтобы цивилизованным способом. В последние годы уровень воды Аргазинского водохранилища существенно упал, и помимо природных изменений, экологи усматривают среди причин этого явления и вредное воздействие промышленности. Многолетние промышленные выбросы стали настолько ощутимы, что челябинские власти наконец-то озаботились спасением водных ресурсов.

Правда, главным образом с целью, чтобы обеспечить населенные пункты питьевой водой в обход отравленных участков. Например, в 2018 году в окрестностях Аргазинского водохранилища был построен канал для отвода чистого стока реки Сак-Елги в обход загрязненных территорий. Таким образом, проблему водоснабжения худо-бедно решить удалось, однако большая природная территория имеет все шансы быть брошенной на произвол судьбы, точнее, на откуп золотопромышленникам.

В Челябинской области уже есть своего рода "зона отчуждения", отравленная промышленными стоками. Фото: chel.aif.ru

Недавно в поле зрения общественников недавно угодила компания "Миасский прииск", которая на протяжении нескольких лет осуществляла водозабор из Аргазинского водохранилища для собственных производственных нужд. На первоначальном этапе компания располагала необходимыми разрешающими документами. Но в дальнейшем предположительно пренебрегла необходимостью следовать установленным правилам. Впрочем, так это или нет – должны бы сказать экологи или правоохранители.

Как утверждают авторы телеграм-канала "Политуправа", якобы когда из-за обмеления водохранилища золотоискателям стало затруднительно производить водозабор с прежнего места, золотодобытчики просто переместились на более низкий уровень, однако не стали сильно "напрягаться" с оформлением новой разрешительной документации и просто перебазировали насосную станцию на другое м место, ближе к воде.

По оценкам экспертов, "продолжение водозабора при низком уровне воды может вызвать техногенную катастрофу для города-миллионника — Челябинска, ведь Аргазинское водохранилище питает другое водохранилище — Шершни, обеспечивающее водой весь Челябинск". Описывая данную ситуацию, общественники контроль над ООО "Миасский прииск" владельцу "Южуралзолота" Константину Струкову. Хотя прямых доказательств такой связи нет, дыма без огня не бывает.

Согласно данным "Руспрофайла", компанией "Миасский прииск" с 695 миллионов рублей выручки и 272,2 миллиона рублей чистой прибыли владеют, по данным "Контур.Фокуса", предприниматели Эльдар Хазипов, Альбина Галлямова, Михаил и Юрий Ивановы (по всей видимости, это сын и отец). Получить оперативный комментарий по поводу происшедшего у представителей ООО "Миасский прииск" не удалось, но ее директору Юрию Иванову наверняка придется подробно объясняться со стражами порядка. Возможно, после этого ситуация прояснится.

Учредители ООО "Миасский прииск", судя по информации в "Руспрофайле", не очень напоминают олигархов. Связи компании просматриваются с предприятиями на территории Башкирии и Челябинской области.

Фото: rusprofile.ru

Однако категорически отрицать возможность того, что ООО "Миасский прииск" сотрудничает со структурами Константина Струкова, нельзя. Ведь непосредственно в Челябинской области структура работает фактически по соседству с "Южуралзолотом". К тому же не секрет, что существует немалое число фирм, оформленных на номиналов и формально не имеющих никакого отношения к "сильным мира сего", будь то политики или бизнесмены.

Золотая лихорадка, как разновидность беспредела

Да и насыщенная экстримом биография Константина Струкова располагает к такого рода предположениям. Вспомним хотя бы затяжной корпоративный конфликт в компании Petropavlovsk, и проблемы компаний Струкова с налоговиками.

Напомним, появление Константина Струкова среди акционеров компании Petropavlovsk, одной из крупнейших в России золотодобывающих компаний, сопровождалось громким скандалом. Поглощение Petropavlovsk, имеющее признаки недружественного, Струков проводил не без участия своего давнего партнера Владислава Свиблова – выходца из скандально известной компании "Росбилдинг".

Свиблов владел 4,62 % акций Petropavlovsk. Струков в феврале 2020 г. через подконтрольную "Южуралзолото Группа Компаний" (ЮГК) приобрела 22,37% акций этой компании, а также облигации, которые можно было конвертировать в 5,97% акций, у Aeon Mining Романа Проценко. На момент покупки сделка оценивалась в $170 млн.

За два года владения крупным пакетом акций Petropavlovsk Струков очень сильно потерял в деньгах, причем это могло произойти, в том числе, и по причине насильственной смены олигархом топ-менеджмента компании, что вызвало сильное недовольство у ее сотрудников.

Возник масштабный корпоративный конфликт, в результате которого основатель Petropavlovsk Павел Масловский, финдиректор Данила Котляров и близкие к ним миноритарии были фактически отстранены от руководства предприятием.

Про Константина Струкова говорят, что он "чует золото за версту", однако это не спасает его от проблем в политике и бизнесе. Фото: rbc.ru

Для Масловского все закончилось уголовным преследованием и арестом. Его заподозрили в мошенничестве - хищении средств дочерней компании Petropavlovsk - АО "Покровский рудник".

С этой компанией был связан другой скандал, когда люди, представляющие новых собственников в лице Струкова и Свиблова, заявились в офис "Покровского" в Москве. Якобы искали некие документы. С собой они взяли целую бригаду молодчиков. Об этом писал РБК.

Вдобавок в сентябре 2020 г. по требованию ФНС в рамках банкротного процесса в Кемеровской области был наложен арест на средства и имущество Константина Струкова и Евгении Кузнецовой (предположительно, его дочери) в пределах 1,5 млрд рублей. Об этом писал портал "Правда УрФО".

Судя по карьеру ЧГК, манера структур Константина Струкова решать экологические проблемы оставляет желать лучшего. Фото: rbc.ru

Также налоговики предъявляли претензии к принадлежавшей Струкову "Челябинской угольной компании" (ЧУК), "прославившейся", помимо налоговых проблем, еще и целой серией экологических проблем и катастроф. Дело в том, что ЧУК обрабатывала Коркинский угольный разрез с середины нулевых годов. Когда выработка угля там закончилась, разрез якобы был заброшен без рекультивации. Об этом писала Lenta.ru. О рекультивации ничего не слышно до сих пор.

Очевидно, что этот вопрос не сильно волнует заместителя председателя Заксобрания Челябинской области Константина Струкова? По стечению обстоятельств, Струков в Заксобрании является членом комитета по экологии и природопользованию, но, кажется, далеко не всегда об этом помнит.

Не правда ли, знакомый стиль общения, в который вполне вписывается и наплевательское отношение к природе, проявленное представителями ООО "Миасский прииск" при использовании воды из водохранилища Аргази, и игнорирование требований закона?..

Читать на "The Moscow Post"