Компания ОТЭКО Мишеля Литвака арендует за баснословные деньги офис с видом на Кремль. Может ли быть так, что лишняя копейка завелась у них после вывода денег в офшоры?...
Возможно связанная с вице-премьером Викторией Абрамченко компания ОТЭКО, занимающаяся развитием портовой инфраструктуры, набирает обороты. Компания вышла в прибыль с большим трудом: она терпит большие убытки с 2018 года. В прошлом году ОТЭКО заработала 293 миллиона рублей, а за новый офис она должна платить в год, по разным данным, от 245 до 320 миллионов. Кажется, что-то тут не сходится.
Подробности – в материале корреспондента The Moscow Post в Краснодарском крае.
"Здоровое" производство
В 2021 году жители Тамани начали бить тревогу: на полуострове зашевелилась ОТЭКО.
Этот холдинг жители Таманского полуострова знали и раньше: крупнейший в СНГ комплекс по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов мощностью 20 миллионов тонн в буквальном смысле отравляет людям жизнь. Таманцы жаловались на постоянный бензиновый запах от предприятия, однако ни сбор подписей, ни заявления в надзорные органы результатов не приносит.
Кроме этого, с порта в сторону жилых домов полетела угольная пыль. Как эти выбросы влияют на человеческие и морские организмы, никто не проверял. Еще один немаловажный момент – строительство планировалось на землях сельхозназначения.
В этот раз фирма собиралась построить на Тамани восемь химических производств, в том числе по производству аммиака, метанола и карбамида. Местные жители доверяли новейшим технологиям, которые собиралась использовать ОТЭКО при оснащении заводов, однако переживали за сейсмоактивность, которой славится Тамань.
Они записывали петиции и обращались к Владимиру Путину , вспоминая предыдущий положительный опыт: в 2012 году они добились остановки строительства завода по производству метанола.
Нынешний комплекс должен был стать самым большим в мире. Если в сегодняшнем рекордсмене Тринидаде производится 5 400 тонн ядовитой жидкости, то в Тамани собирались производить 15 тысяч.
Пока что от своих намерений ОТЭКО не отказалось.
Желанная компания
Еще в 2018 году Минэкономики предлагало передать ОТЭКО два земельных участка в сухогрузном районе Тамани общей площадью 1 млн кв. м. Уже тогда министерство отмечало, что строительство на спорных территориях не ведется из-за отсутствия бюджетных и частных средств. Получается, компанию Литвака в этом проекте Тамани ждут уже не первый год? Почему на лакомый кусок "не находится" другой инвестор?
До этого Минэнерго также переживало за судьбу компании, заявив о намерении попросить господдержку для терминала ОТЭКО в размере 10 млрд рублей в год . Дело в том, что Индия планирует скупать почти весь российский коксующийся уголь и антрацит, поставляемые на экспорт - разговор идет об объемах до 40 млн тонн сырья в год стоимость порядка 4,5 млрд долларов. Для того, чтобы обеспечить крупному покупателю (а сейчас на экспорт РФ всего предлагает 46 млн тонн) выгодную цену, необходимо снизить затраты на перевалку угля. Собственно, госсубсидирование проекта ОТЭКО Мишеля Литвака в Тамани призвано снизить эту стоимость с 14 до 8 долларов за тонну.
Другие угольные компании называли подобный подход дискриминацией и даже ФАС настороженно смотрела в сторону ОТЭКО. Кто же в правительстве лоббирует интересы корпорации?
Влиятельные связи
Владелец ОТЭКО Мишель Литвак, проживавший большую часть жизни в Бельгии, стал гражданином России лишь в 2020 году – по указу Путина. С 2004 года основанная им компания "Русский мир" стала крупнейшим частным перевозчиком нефтеналивных грузов по железной дороге во всей стране.
Вместе с ним бизнес делал Виталий Южилин – тоже весьма успешный человек. Они занимались морскими перевозками нефти, управляя ликвидированной нынче компанией "СФАТ". Согласно результатам парламентского расследования американского конгрессмена Волкера, эту нефть выделял иракский диктатор Саддам Хусейн российским частным лицам и политикам, которых он считал влиятельными для лоббирования его интересов в их странах.
Примерно в то же время офшор Виталия Южилина Nasdor Incorporated стал основным акционером ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". В 2003 году стало известно, что Южилин неформально контролирует работу морского порта Санкт-Петербурга . Появился термин "южилинские лохани" - дело в том, что игнорирование людьми бизнесмена экологических норм и обычных правил безопасности при перевозке токсичных грузов привело к серьезному загрязнению балтийской акватории.
Кроме того, Южилин трижды становился депутатом Госдумы, причем каждый раз от разных партий. Среди прочего ему приписывали близкую дружбу с Дмитрием Рогозиным, с которым тот пересекался через партию "Родина". Именно он якобы проспонсировал "Родину" на выборах в Госдуму в 2003 году
Литвак тоже имел связи с Госдумой – он женат на дочери экс-депутата Александра Меткина. Может, тесть помогал своему зятю?
Но есть в бизнесе Литвака и еще один возможный интересант – вице-премьер Виктория Абрамченко. Она заявляла журналистам, что Литвак реализует проекты "без рубля бюджетного финансирования". При этом известно, что "на строительство порта тратится 40 млрд руб. бюджетных денег"
Такая поддержка тем более странна, что ОТЭКО, заявляя о строительстве крупнейших производств, не реализовывала намеченное в указанные сроки. На все это закрывались глаза. Был и еще один скандальный случай. В августе 2017 года с пирса упал в море автобус, в котором находилось 50 рабочих, нанятых для строительства терминалов ОТЭКО. Из них погибло 19 человек, однако ответственности за случившееся, насколько известно, никто не понес
Кроме того, известно, что Литвак собирался купить весьма спорный актив "Сибантрацит", якорного клиента порта Тамани. Сумма сделки оценивалась примерно в $1,1 млрд. Летом 2020-го с наследниками экс-владельца "Сибантрацита" Босова, который был найден мертвым в своем загородном доме, было даже заключено предварительное соглашение, но сделке помешал акционерный конфликт.
Денежки за границу?
Финансовые дела компаний Литвака весьма странные. Так, например, он владеет обществом с ограниченной ответственностью "Капиталинвест". Оно не приносит прибыли, только убытки, а зарегистрировано вообще на кипрскую компанию "Иверлон лимитед". Числится у олигарха в "Капиталинвесте" всего два сотрудника.
Тесть Литвака Александр Меткин числится руководителем восьми фирм, учредителем - еще шести. ООО "Логистический терминал "Раменское", принадлежащий Меткину, это "дочка" "Капиталинвеста". Соучредителем у нее также числится нидерландская "Иверлон Лимитед". По всем финансовым показателем "Логистический терминал "Раменское" тоже убыточная организация.
"Таманьнефтегаз" на 100% принадлежит голландской BELEGGINGSMAATSCHAPPIJ NES B.V., а ООО "ОТЭКО-Портсервис" и ООО "Агроинвест" - кипрской "Инфрасис Групп ЛТД".
При этом большинство из них получает госконтракты. Где же оседают деньги? Не в офшорах ли? Возможно, что все это так легко получается у Литвака и Ко лишь потому, что у них есть влиятельные связи – как среди депутатов Госдумы, так и с вице-премьером Викторией Абрамченко.
Пока что ОТЭКО может себе позволить смотреть на Кремль, не отводя глаз. Но если ФАС и ФНС присмотрятся к магнату внимательнее, все может измениться в одночасье.
Читать на "The Moscow Post"