В первую очередь спрашивать надо с отца-основателя этих аукционов - Владимира Потанина. И далее - по списку?...
Россия не первый день живет под санкциями. И, как считают эксперты, эти санкции разрушают весь мир, хотя крупные нефтяные мейджоры, которые долгое время не инвестировали в производство, теперь тоже испытывают дефицит ресурсов.
К примеру, BP в феврале 2022 г. заявила об уходе из России, хотя с 2003 г. инвестиции в 10 млрд долларов принесли компании 36 млрд. доходов. ВР фактически осталась крупнейшим частным акционером Роснефти (с долей в 19,75%) и даже сохранила доли в совместных проектах.
Говорят, что сегодня есть все более реальная угроза голода и холода. И переориентация СПГ на Европу уже привела к энергетической катастрофе в Пакистане (население более 230 млн. человек) : начались отключения электричества – 12 -16 часов в сутки. Ситуация в Шри –Ланке (бывший Цейлон, население более 21 млн. человек) еще хуже: премьер-министр Ранил Викрамасингхе заявил, что экономика рухнула на фоне дефицита продовольствия, топлива и электричества. Шри-Ланка не может купить импортное топливо из-за долгов местной нефтяной корпорации Ceylon Petroleum Corporation. Долги составляют $700 млн. И такие "страшилки" теперь могут идти ежедневно… Конечно, Россия не Пакистан и не Шри-Ланка, у нас много нефти, газа, урана, платины, золота, мехов и лесов. Но как можно "зацементировать" ситуацию, чтобы была стабильность, несмотря на…
Не пора ли вспомнить про так называемые залоговые аукционы, которые шли в лихи 90-х всего –то 2 месяца, но какие же ресурсы были выведены из-под государственного "ока"? Этих компаний было 12 (двенадцать). Правда, 4 из них позже вернулись в государственное "стойло". Именно владельцы этих компаний со временем угодили в золотые списки Forbes.
В сложных деталях разбирался корреспондент The Moscow Post.
Гениальная схемаЗалоговые аукционы, действительно, продолжались два месяца – это был ноябрь- декабрь1995 года. А схема была гениальная.
Фактическим дирижером был Владимир Потанин, в то время глава банка ОНЭКСИМ.
Именно г-н Потанин организовал письмо банкиров Борису Ельцину с идеей залоговых аукционов. И быстро выбрал себе самые жирные " куски". Потанин жестко контролировал ход аукционов, поскольку банк г-на Потанина был уполномоченным банком Госкомимущества.
Схему, предложенную Владимиром Потаниным, поддержали первый вице-премьер (в то время) Анатолий Чубайс и вице-премьер (на тот момент) Олег Сосковец.
Анатолий Чубайс. Фото: https://100biografiy.ru/politika/anatolij-chubajs
Перечень участников аукционов был составлен Госкомимуществом. Курировал организацию сделок заместитель председателя Госкомимущества Альфред Кох, который давно и комфортно живет за кордоном.
Недавно туда же спешно перебрался и всенародный "аллерген" г-н Чубайс.
Надо отметить, что этот новый экономический "прорыв" сопровождался отменными скандалами.
Впрочем, некоторые аукционы прошли спокойно и были простым самовыкупом предприятий у государства. Так случилось с компаниями Лукойл, Сургутнефтегаз, Новороссийское морское пароходство, Нафта-Москва.
Сегодня эксперты даже не берутся оценивать реальную стоимость активов 1995 года. Биржи не было и рыночной котировки акций тоже.
В большинстве случаев они были близки к заявленным на аукционах суммам начальной стоимости пакетов акций.
Альфред Кох. Фото: https://russian.rt.com/
К примеру, стоимость пакета акций Норникеля оценивалась в $190 млн, а начальная цена была установлена в $170 млн.
Акции Челябинского металлургического комбината были выставлены дороже оценки ($5 млн при оценке в $4,3 млн). И только один аукцион прошел по заниженной цене (Лукойл: $35 млн против $150 млн), впрочем, цену других нефтяных компаний (Юкос, Сургутнефтегаз, Сиданко) аналитики установить не смогли.
Фото: https://nayavu.mirtesen.ru/blog/43259760896/Afera-devyanostyih
Из 12 аукционов лишь в четырех сумма кредита существенно превысила начальную цену (на ЧМК – в разы; на Сургутнефтегаз и Новошип – на 1/3; на Нафта-Москва – на 1/4).
Другой претензией к залоговым аукционам стало использование в них бюджетных средств. По данным Счетной палаты, временно свободные средства Минфина были размещены в АБ Империал – в размере $80 млн при общей сумме в двух договорах кредита бюджету $48,3 млн, в Столичном банке сбережений – $137,1 млн при сумме кредита $100,3 млн, в банке МЕНАТЕП – $120 млн при общей сумме двух договоров кредита $163,125 млн.
Назло Геннадию ЗюгановуЗалоговые аукционы проходили на фоне большого электорального цикла: параллельно с парламентскими выборами (декабрь 1995 г.) в преддверии выборов президента.
А они тогда могли закончиться победой лидера КПРФ Геннадия Зюганова.
Геннадий Зюганов. Фото: https://prostopollitik.mirtesen.ru/
Именно это и было причиной, почему так быстро нужно было раздать часть собственности. Тактика сработала. Большая часть участников аукционов поддержала на выборах Бориса Ельцина.
Так родилось "ядро" российской олигархии.
Некоторые из ярких представителей этого образования заняли высокие посты во власти: Владимир Потанин стал первым вице-премьером, Борис Березовский занял кресло заместителя секретаря Совета Безопасности и исполнительного секретаря СНГ.
В ноябре 1996 г. "Общая газета" назвала этот процесс термином "семибанкирщина". Об этом писал "Коммерсант".
А главной задачей был захват командных высот.
Приватизация порождала новых собственников. Уход от налогов стал нормой. Огромные маржи от серых схем выводилась в офшоры. И тратилась на личные цели, подкуп должностных лиц и др.
Фото: https://reconomica.ru/wp-content/uploads/2020/12/14370577.jpg
12 аукционов в совокупности принесли в бюджет 3,6 трлн неденоминированных рублей, а также 1,5 трлн. неденоминированных рублей погашенной задолженности предприятий, проданных государству. Это было около 0,4% ВВП. Залоговые аукционы проложили дорогу денежной приватизации 1997–2005 гг., когда активы уходили за громадные деньги.
Но 4 из 12 активов, прошедших залоговые аукционы, разными путями опять оказались в руках государства (госкомпаний): ЮКОС, Сибнефть, Сиданко, Новороссийское морское пароходство.
Надо ли пересматривать залоговые аукционы?Но не все в те лихие годы так сильно радовались залоговым аукционам.
За их отмену выступал Юрий Болдырев, который с 1995 по 2001 гг. занимал пост заместителя председателя Счетной палаты РФ.
26 августа 1996 г. Юрий Болдырев направлял было обращение к генеральному прокурору РФ (на тот момент) Юрию Скуратову с перечислением ряда грубейших нарушений закона при проведении залоговых аукционов.
Юрий Болдырев. Фото: https://www.taxru.com/publ/38-1-0-2609
Генеральному прокурору Скуратову предложили выступить в Арбитражном суде списком в защиту государственных интересов.
Но Юрий Скуратов устранился…
"Сделка была притворной, в том смысле, что сначала правительство, в период, когда врачам и учителям не выплачивали зарплату по полгода, у правительства якобы не было денег, в этот период правительство выявило у себя 600 млн. долларов якобы временно свободных валютных средств и положило их на депозиты в частные коммерческие банки. И тут же объявило, что государству не хватает средств и нужно взять в долг", - так объяснял ситуацию Юрий Болдырев. Об этом сообщало "Радио "Комсомольская правда".
В 1994 г. Болдырев был членом СФ и уже тогда обсуждалось, зачем это делают? И высказывались предположение, "чтобы раздать своим не по частям, а сразу крупными цельными самодостаточными кусками".
Юрий Скуратов. Фото: https://tverigrad.ru/
Журналисты спрашивали у г-на Болдырева, нужно отменять итоги этих залоговых аукционов?
"Безусловно. Если бы ЮКОС не был изъят в той процедуре, как это случилось, через всякие сомнительные подставные компании, а был бы изъят просто как результат расторжения притворной сделки, не было бы никакого Гаагского суда, 55 млрд. долларов, которые мы должны платить, и так далее". Об этом сообщало "Радио "Комсомольская правда".
По мнению г-на Болдырева, нужно искать технически понятное, прозрачное, справедливое решение, которое устроило бы не всех, но вокруг которого был бы какой-то консенсус. "То есть, условно говоря, дорогие товарищи, бывшие Сибнефть, которая теперь находится внутри Роснефти, там Лукойл, Мечел, - а давайте-ка, скиньтесь нам, пришлите в бюджет РФ полтриллиона долларов. Где возьмете? Пришлите полтриллиона и пользуйтесь дальше во веки веков, передавайте детям, у нас к вам больше не будет никаких вопросов".
Залоговые аукционы продолжаются?Сегодня упорство, с которым представители либерального блока Правительства РФ возвращаются к аргументации про эффективных собственников, служившей обоснованием для проведения залоговых аукционов, сильно настораживает. А организация приватизационных сделок порождает много вопросов. Яркий пример – продажа 49 % акций ОАО "Объединённая зерновая компания" (ОЗК) группе "Сумма".
Эта компания принадлежала скандально известным братьям Магомедовым (находятся под арестом).
Постановление, подписанное премьер-министром (на тот момент) Дмитрием Медведевым о продаже акций ОЗК, было согласовано с вице-премьером (в то время) Аркадием Дворковичем, который курировал аграрное направление.
Аркадий Дворкович. Фото: https://www.rbc.ru/
Аркадий Дворкович одобрил документ, несмотря на то, что в результате продажи этого пакета государство переставало быть собственником компании.
Более того, незадолго до аукциона при участии государства председателем совета директоров ОЗК был назначен Сергей Алексашенко. И от участия в аукционе отсекли конкурентов Магомедовых – агрофирму" Кубань", холдинг "Русагро" и др.
Получается - повторение модели залоговых аукционов? И та же аргументация про эффективных собственников и схема, подразумевающая наличие уже выбранного победителя?
Сергей Алексашенко. Фото: https://www.syl.ru/
То есть залоговые аукционы продолжаются, несмотря на…?
"Золотые сундуки" ПотанинаНо вернемся к "отцу" залоговых аукционов.
Г-н Потанин был не только автором идеи их проведения, но и тем бизнесменом, которому удалось заполучить самый большой кусок госсобственности.
Напомним еще некоторые любопытные факты. 30 марта 1995 г. Владимир Потанин выступает на заседании Правительства РФ с предложением образовать консорциум банков, который предоставит правительству кредиты в размере $2 млрд в обмен на пакеты акций некоторых наиболее привлекательных предприятий.
Правительству оставалось лишь определить цену вопроса. И оно в лице Альфреда Коха (Госкомимущество) и Андрея Вавилова (Минфин) ее определило.
Андрей Вавилов. Фото: https://sadalskij.livejournal.com/3244596.html?view=comments
Имущество страны заложили за 650 млн. долларов. Эта цифра в разы меньшая не только реальной стоимости предприятий, но даже суммы их годовой прибыли.
Основной целью "аттракциона неслыханной щедрости" официально было объявлено пополнение дефицитного бюджета. Перечень обреченных на приватизацию госпредприятий, чьи пакеты акций могут быть переданы под залог кредитов правительству, насчитывал 44 пункта.
В ходе залоговых аукционов структуры Потанина (ОНЭКСИМбанк и МФК) получили в залог государственные пакеты акций компании СИДАНКО (51 % за $130 млн.); РАО "Норильский никель" (38 % всех акций), ОАО "Новороссийское морское пароходство" (20 %), Новолипецкий металлургический комбинат (14,8 % за $31 млн.), а также ОАО "Северо-Западное пароходство" (25,5 % за $6 млн).
В это время самое время г-н Потанин уже вовсю трудился первым заместителем председателя Правительства РФ и курировал финансово-экономический блок. Другими словами, г-н Потанин курировал передачу самому себе крупных кусков госсобственности. Многие из этих кусков он быстро и легко перепродал. К примеру, в ноябре 1997 г. продал 10 % СИДАНКО BP за $571 млн., в 20 раз дороже.
28 мая 1997 г. Потанин ушел из госчиновников и вернулся на пост президента ОНЭКСИМбанка. И в июле 1997 г. через офшор Mustcom (Кипр) приобрел еще один крупный кусок госсобственности – 25 % пакет акций АО "Связьинвест".
Вскоре Потанин объединил ОНЭКСИМ банк, Норильский никель, СИДАНКО и другие фирмы в холдинг "Интеррос". Воспользовавшись кризисом 1998 г., он не только обанкротил ОНЭКСИМ банк и объявил об отказе от выплат по еврооблигациям, но и начал поглощение энергомашиностроительных предприятий в городе на Неве. Под контроль Потанина перешли Ленинградский металлический завод, Электросила и Завод турбинных лопаток.
Офшор, еще офшорИностранцам из офшорных зон теперь принадлежат около 50% активов в российской химической промышленности, 68% - в черной и 77% в цветной металлургии, 95% в энергетическом машиностроении.
Из 500 крупнейших компаний России, если исключить государственные, за пределами страны зарегистрированы 222, а отечественными остаются лишь 152. По степени офшоризации из крупных экономик впереди России сегодня находятся только Саудовская Аравия и Венесуэла.
Какой делаем вывод?
Читать на "The Moscow Post"