Донорство биологического материала для процедуры экстракорпорального оплодотворения позволяет одному мужчине стать биологическим отцом сотням детей. Так произошло в случае с основателем Telegram Павлом Дуровым, который заявил о помощи множеству женщин и бездетным парам.
Сам предприниматель анонсировал раскрытие своего ДНК-кода, чтобы родившиеся от него дети - то есть, братья и сестры по отцу, смогли друг друга найти. Также уроженец России объяснил свое решение сдавать биоматериал клиникам нехваткой качественного донорского материала.
Возникает вопрос, является ли Павел Дуров официальным отцом детям, о которых заявил.
Правовые нюансы донорства при ЭКО обрисовал вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, заместитель руководителя Федерального Центра Медиации, председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов. В беседе с «Южным Федеральным» эксперт рассказал о правах и обязанностях биологических родителей.
По словам Кузнецова, вопросы прав и обязанностей доноров биологического материала для проведения процедуры ЭКО являются достаточно сложными и запутанными. Во многих аспектах объем этих прав и обязанностей зависит не от требований закона, а от составленных в рамках донорской процедуры документов.
«Например, донор генетического материала может отказаться от предоставления потенциальным детям наследственных прав при заключении договора с клиникой либо исключить предоставление наследственных прав завещанием. Таким же образом, донор генетического материала может и предоставить данные права потенциальным детям путем включения соответствующих условий в договор или составления завещания», - пояснил юрист.
Собеседник «ЮФ» также отметил ряд алиментных прав и обязанностей.
«При предоставлении биологического материала для проведения процедуры ЭКО донор может как взять на себя обязательство по содержанию и воспитанию будущих детей (более характерно для случаев, когда донор и женщина, намеренная провести процедуру ЭКО связаны какими-либо отношениями, в том числе брачными), так и отказаться от принятия на себя таких обязательства», - сказал он.
В случае проведения процедуры ЭКО женщине при использовании биоматериала мужа-донора родившийся ребенок может быть записан на отца.
«Заслуживает внимания и то обстоятельство, что наличие между донором и женщиной каких-либо отношений может обусловить приобретение донором отцовских обязательств и в силу требований закона», - разъяснил Кузнецов.
Законы и подписанные договора действуют в обе стороны, следует из слов юриста.
«Таким образом, донор генетического материала не становится автоматически отцом для всех потенциальных детей с соответствующим объемом прав и обязанностей по отношению к ним. Равным образом, такие потенциальные дети не будут обязаны содержать донора в порядке исполнения алиментных обязательств родителей перед детьми», - заключил Владимир Кузнецов.
Читать на "Южный федеральный"