В мае 2022 года компания «Татнефть» избавилась от шинного бизнеса в России, передав его АО «Татнефтехиминвест-Холдинг». На момент сделки бизнес, представленный шестью юридическими лицами, насчитывал более восьми тысяч сотрудников. Предприятия выпускали свыше 250 видов шин, которые экспортировались в 46 стран мира.

Реализованный пакет включал в себя ряд компаний. Сделка была оценена в 35,555 млрд рублей с возможностью рассрочки платежа. При этом общий доход всех этих компаний в 2021 году составил 78,3 млрд рублей. В KazanFirst попытались разобраться, почему Татарстан продал прибыльный бизнес.

Существует несколько версий, объясняющих решение о продаже шинного бизнеса Татарстаном в 2022 году. Согласно официальной версии, «Татнефть» избавилась от непрофильных активов для оптимизации своей деятельности. Но это объяснение вызвало сомнения у экспертов, поскольку компания не прекратила инвестирование в строительство завода шин в Казахстане и позднее, в 2024 году, приобрела крупнейший завод шин в России Nokian, который находится во Всеволожске.

Журналисты считают, что более правдоподобной выглядит версия, что в «Татнефти» предвидели возможность введения санкций и решили снизить риски, избавившись от предприятий шинного сектора. Через несколько недель после этой сделки Евросоюз активизировал шестой пакет санкций, куда попали УК «Татнефть-Нефтехим», Нижнекамский завод грузовых шин, «Нижнекамскшина» и ООО «Торговый дом «Кама»» за поставку шин для техники, используемой в спецоперации.

Но несмотря на это, предприятия Нижнекамского шинного комплекса быстро адаптировались к новым условиям. Большая часть сырья для производства шин производится в России, главным образом в виде синтетического каучука на заводах «Нижнекамскнефтехим». Натуральный каучук поступает из Азии и Латинской Америки, и с введением санкций логистика этих поставок лишь незначительно поменялась.

Читать на "Южный федеральный"