Строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) стало главной стройкой в годы СССР. Эксперт Канунников раскрыл интересные подробности масштабного строительства.

Старт работам был дан в 1932 году. Железнодорожная линия протяженностью свыше 4 тысяч километров, соединяющая Тайшет с портом Советская Гавань, впоследствии сыграла ключевую роль в экономическом развитии Западной Сибири и имела стратегическое значение для обороны государства.

В период военных лет строительные работы были приостановлены, а рельсы перенаправлены на сооружение Волжской рокады вблизи фронта. Основным транспортным средством строительства стал не МАЗ, не КрАЗ и даже не популярная в СССР чехословацкая Tatra. Выбор был сделан в пользу западногерманскую марку Magirus-Deutz, принадлежащую концерну Klockner-Humbolt – Deutz AG. Канунников назвал автомобиль настоящим немецким чудом.

Magirus-Deutz серии 290 превосходил самый мощный советский самосвал КрАЗ практически по всем параметрам, за исключением БелАЗа, что подтверждалось отчетами НАМИ.

КрАЗ обладал кузовом объемом 6 кубических метров и грузоподъемностью 11 тонн. Magirus-Deutz 290D26K, ставший самым массовым импортным грузовиком в СССР, мог перевозить до 14,5 тонн, а объем его кузова составлял 11 кубических метров. Ярославский двигатель V8 с рабочим объемом 14,9 литра выдавал 240 лошадиных сил, тогда как немецкий V10 объемом 14,1 литра развивал мощность 290 лошадиных сил.

Мотор Magirus-Deutz имел воздушное охлаждение, что избавляло автопарки и водителей от необходимости работать с горячей водой или искать дефицитный антифриз, который часто вытекал из-за негерметичных уплотнений советских моторов. Надежный запуск двигателя Magirus в зимних условиях обеспечивал автономный подогреватель Webasto, который также отвечал за обогрев кабины.

Немецкая трансмиссия включала 6-ступенчатую коробку передач и систему блокировки межосевых и межколесных дифференциалов с пневмоприводом. Просторная и утепленная кабина была оснащена подрессоренным водительским сиденьем с регулируемой спинкой. По тем временам такой автомобиль был невиданной роскошью для водителей.

Первые партии немецких грузовиков (150 самосвалов и 80 бортовых моделей 232D19L) прибыли в СССР летом 1974 года. Водители быстро оценили преимущества Magirus.

"Я помню восторженные отзывы тех, кому довелось работать на таких машинах, и завистливые взгляды тех, кто знал о них лишь по рассказам. В небольших количествах эти грузовики использовались и в европейской части СССР", - отметил специалист в комментарии журналу "За рулем".

Читать на "Южный федеральный"