
Крымский полуостров всегда привлекал пристальное внимание западных стран. В 1853 году идея нападения на Крым казалась европейцам блестящей стратегией.
План захвата выглядел "гениально" - союзники решили высадить десант, занять удобную бухту и, используя господство на море, бесперебойно снабжать войска. Так и поступила коалиция, состоящая из англичан, французов, сардинцев и турок. Они захватили Балаклаву и организовали осадный лагерь под Севастополем.
Захватчики не учли важные нюансы и в результате их план потерпел фиаско. Коалиция недооценила сложность рельефа, в частности, наличие гор. Логистика противника потерпела крах на последних километрах пути от Балаклавы до передовых позиций. Попытки построить железную дорогу не увенчались успехом.
Запросы на продовольствие и боеприпасы регулярно отправлялись в Лондон и исправно выполнялись – корабли прибывали в Балаклаву. Из-за задержек с разгрузкой, достигавших двух месяцев, грузы скапливались в порту, а их доставка к войскам была невозможна. Причиной тому стали острая нехватка транспорта и хаос, царивший в службах союзников.
Вдобавок к беспорядку, английские власти ввели портовый сбор с судов, поставлявших грузы для их же армии в Балаклаву. Ситуацию усугубил шторм 14 ноября 1854 года, названный союзниками "Великим".
Обычный шторм на Черном море обернулся катастрофой, волны срывали корабли с якорей и смывали в море огромные запасы продовольствия, боеприпасов и фуража. Особенно критичной стала потеря всего сена, из-за чего кавалерия оказалась парализована. Попытки собрать сено в море провалились, поскольку пропитанная солью трава оказалась ядовитой для лошадей.
Балаклавская бухта превратилась в зловонную свалку, среди тел людей и животных плавали гниющие продукты. Расплодились крысы. Попытки завести кошек провалились - те предпочитали мясо со складов. Войска союзников начали умирать от голода, болезней и холода.
Коррупция британских офицеров нанесла больший ущерб логистике, чем русские войска. Они дошли до того, что продавали дрова своим солдатам. В английском парламенте было заявлено, что за 40 лет после наполеоновских войн единственное, чему они научились, это наживаться на армии и флоте.
В рамках Парижского мира Россия дала добро на ряд ограничений в Черноморском регионе. Получив уступки, европейские державы поспешили удалиться. Когда Россия пересмотрела эти ограничения в 1871 году, коалиция не решилась на новую интервенцию, отметил "Царьград".
Читать на "Южный федеральный"