Несмотря на успехи не всем по нраву. Китай был включен Европейским Союзом в список стран, «не разделяющих европейские ценности». Но европейские водители...
Среди машин, импортированных из КНР, есть полностью «зеленые» аккумуляторные авто и модели-гибриды, популярность которых растет. В частности, есть «параллельные» (с подзарядкой по желанию), «последовательные» (заряжаются от сети) и комбинированные (объединяют их преимущества), сообщает корреспондент УтроNews.
Выбор большой, соотношение цена-качество у китайских электромобилей выше, чем у европейских автоконцернов, которые засиделись на старте при переходе на электрическую тягу и высокопроизводительные аккумуляторные сборки.
В 2023 году Китай поставил в ЕС почти 440 тысяч электрокаров на 10 млрд евро. Доля китайских электромобилей на рынке ЕС за последние три года выросла до 20%.
По прогнозам, в 2024 году в Европе будет выпущено меньше электромобилей, чем в 2023 году (1,8 млн единиц). Volkswagen может закрыть производство электромобилей Audi в Брюсселе, может закрыть одно из своих предприятий в Германии.
Признаки торговой войны
Делиться своим рынком Брюссель не хочет, даже ради целей «зеленого перехода». В конце прошлой недели 10 стран-членов Евросоюза поддержали введение новых тарифов на китайские электромобили, 12 – воздержались, пять были против, включая Германию.
По мнению ЕС, автоиндустрия КНР получает скрытое субсидирование со стороны государства. Пекин это отрицает и инициировал разбирательство против ЕС во Всемирной торговой организации (ВТО). Министерство коммерции КНР заявило, что ЕС серьезно нарушает правила ВТО.
Речь идет о возможном повышении тарифов на импорт электромобилей китайских производителей до 45% с 31 октября на следующие пять лет в интересах «честной конкуренции». Речь идет о дополнительных расходах к стандартному десятипроцентному сбору на ввоз автомобилей в ЕС продукции ведущих китайских автоконцернов BYD, Geely и SAIC. Этим производителям может быть «добавлено» 17,4–35,3% импортных пошлин.
Продукция других компаний, собирающих электромобили в Китае, включая Volkswagen и BMW, будет облагаться пошлиной в размере 20,7%. Еврокомиссия также вводит «индивидуально рассчитанную» ставку для автомобилей Tesla в размере 7,8%.
Решение о введении повышенных сборов поддержали Франция, Италия и Польша. Президент Франции Эмманюэль Макрон заявил, что ЕС «должен защищать равные правила игры во всех секторах промышленности».
Против этого решения проголосовали пять стран, включая Венгрию, Словакию, Словению, Мальту и Германию.
Категорически против выступили Mercedes, BMW и Volkswagen, которые зарабатывают на китайском рынке более 25% своей зарубежной прибыли. Гендиректор BMW Оливер Ципсе назвал результаты голосования «смертельным сигналом для европейской автомобильной промышленности».
Испания, Чехия и Швеция выступают за «продолжение переговоров». По данным Politico, Еврокомиссия опубликует юридически обязывающее решение до 30 октября, и документ вступит в силу 31 октября. Ранее США и Канада ввели 100% таможенную пошлину на китайские электроавтомобили.
Торговать, нельзя принудить
Экономика ФРГ продолжает реагировать на резкий рост цен на энергоносители. Продолжается спад промышленного производства и закрываются автозаводы. В этих условиях авторынок Китая, где популярность немецких авто премиального класса по-прежнему высока, может быть «спасательным кругом» для автоконцернов и предприятий, связанных с автомобильной отраслью.
Евросоюз вознамерился принудить китайские компании инвестировать в строительство автозаводов на своей территории, как, например, это сделала компания Tesla. Хотя концерн Chery уже заявил, что начнет производство авто с электрическим приводом в Испании, BYD планирует строить фабрику в Венгрии.
Но Брюсселю не терпится. Повышение тарифов может положить начало полномасштабной торговой войне. Китай уже начал антидемпинговое расследование в отношении целого ряда импортируемых французских товаров, включая элитный алкоголь. Ежегодно французские Martell, Remy Martin и Societe Jas Hennessy & Co продают свою продукцию в Китае на сумму около 2 млрд евро. Идет антидемпинговое расследование в отношении импортируемых из Европы продуктов питания, включая свинину. В Китае предполагают, что Евросоюз может применить протекционистские меры к солнечным батареям и ветряным турбинам. Пекин может ввести пошлины на автокомпоненты из Европы.
По мнению некоторых экспертов, «китайцы могут поднять экспортную пошлину на компоненты, редкоземельные металлы, из которых производятся постоянные магниты, необходимые всем электрокарам». Больше 50% всей компонентной базы, в том числе для обычных авто, поступает из Китая. Сами европейские заводы перестали их производить.
Несправедливость, неразумность и несовместимость
Подход ЕС в отношении китайских авто на новой энергии ошибочен, как с точки зрения процедуры, так и по факту, заявил старший научный сотрудник Китайского комитета содействия развитию международной торговли Ли Юн. Пекин считает решение ЕС по дополнительным тарифам несправедливым, неразумным и несовместимым с правилами ВТО.
По данным Автоклуба ФРГ (ADAC) около 60% опрошенных граждан Германии рассмотрели бы возможность покупки именно китайского автомобиля. Прежде всего это молодые люди (74% опрошенных, 30-39 лет) и 72% водителей в возрасте от 18-29 лет. Около 60% потенциальных покупателей авто представительского класса тоже рассматривают китайские модели.
Ответные меры Пекина на повышение ЕС таможенных пошлин ударят по интересам самих европейских автопроизводителей, имеющих совместные производства в Китае. Прежде всего, речь идет о немецких концернах Volkswagen и BMW, которые только в 2022 году продали 4,6 миллиона своих машин на китайском рынке.
Для утверждения решения о тарифах Еврокомиссии необходимо получить квалифицированное большинство, включающее 15 стран-членов, где проживают 65% населения. По состоянию на начало октября, только 39% населения Евросоюза поддерживали введение повышенных пошлин.
Откуда «колеса растут»?
Подход Евросоюза к Китаю формируется под влиянием США. И это не только в области тарифов. Поставлена задача снизить «риски зависимости» от китайского импорта, сократить роль КНР в качестве ведущего направления для инвестиций западных компаний. Конечная цель – затормозить развитие КНР, усилить собственные конкурентные позиции, используя рычаги коллективного политического давления, а также технологические преимущества.
ЕС определяет КНР как «партнера по диалогу, экономического конкурента, системного соперника». В декабре 2023 года в ходе саммита ЕС—Китай Урсула Фон дер Ляйен отметила, что Брюссель не заинтересован в «размежевании» с КНР по примеру США, но хочет снизить «чрезмерную зависимость» за счет диверсификации цепочек поставок.
Другими словами, преследуя интересы экономической безопасности, Еврокомиссия готова закрывать для Китая и доступ на свой рынок, и ограничивать перетоки критически важных технологий.
Еврокомиссия начала расследование вопросов государственного субсидирования производства электромобилей в КНР в октябре прошлого года. Инициаторы этого шага утверждали, что Китай выигрывает конкуренцию за счет субсидирования, что подрывает производство аналогичной продукции в Европе.
В июле Еврокомиссия (ЕК) ввела временные (четырехмесячные) дополнительные импортные пошлины на китайские электромобили. Пекин заявил, что это решение подрывает «глобальное сотрудничество в борьбе с изменением климата». В Торговой палате КНР расследование назвали «политически мотивированным».
В августе Китай подал жалобу на ЕС в ВТО, инициировал свое антидемпинговое расследование по поставкам из Европы свинины и молочной продукции. ЕК направила свой запрос в ВТО по поводу этого решения Пекина.
Китай считает, что введение дополнительных тарифов не решает проблемы, а лишь подрывает доверие китайских предприятий, мешая им вести инвестиционное сотрудничество в Европе. Призывает к урегулированию торговых трений через консультации. Стороны продолжат переговоры 7 октября.
Но специалисты в области автомобилестроения признают, что время упущено. Хильдегард Мюллер, президент Немецкой ассоциации автомобильной промышленности еще год назад признала: «Германия может наращивать инвестиции в создание новых электромобилей, но инициатива уже потеряна».
А еще в преддверии автосалона 2023 года в Мюнхене она же заявила, что цены на энергоносители могут лишить Германию статуса ведущего мирового автопроизводителя. Конкурентоспособность потеряна за счет разрыва отношений с Россией. Китай на очереди, и Брюссель на этом настаивает.
Читать на "Утро Ньюс"