Арест бывшего генерального директора НПК «Пеленгатор» выводит на контракты с дочками «Ростеха» Сергея Чемезова и на одну из компаний дивизиона АФК...
Главное военное следственное управление СКР предъявило обвинение в мошенничестве бывшему генеральному директору АО «НПК «Пеленгатор» Валерию Дрогалину. Следствие считает, что Дрогалин вместе со своим подчиненным Александром Богдановым в 2015-2017 годах похитили свыше 100 млн рублей при исполнении гособоронзаказа.
В истории разбирался корреспондент УтроNews.
Дрогалин и Вяткин
АО «НПК «Пеленгатор» в настоящее время находится в процессе банкротства. Максимальная выручка у компании была в 2016-2018 годах, когда она дважды выходила за 1 млрд рублей. Сейчас у НПК «Пеленгатор» долги и отрицательная прибыль в 61 млн рублей.
Фото: Rusprofile.ru
При Дрогалине компания долго и упорно судилась с новгородским АО «Элси» по претензиям по договору поставки. После ухода Драгалина из НПК «Пеленгатор» в 2017 году возглавил Сергей Вяткин, который за полгода до этого перестал руководить АО «Элси».
Вяткин представляет собой известную личность для Новгородской области. Он является бывшим депутатом Областной думы региона, а в конце десятых годов мужчина был привлечен к ответственности по статье 160 УК РФ (хищение имущества, вверенного виновному, с использованием службного положения в особо крупном размере) и приговорен к полутора годам лишения свободы. После этого он и был снят с поста генерального директора НПК «Пеленгатор».
Вяткин в 2016 году принял на работу трех человек на должность своих помощников и в течение нескольких месяцев благодаря этому получил от АО «Элси» 1,8 млн рублей. Деньги он использовал для формирования положительного образа во время избирательной кампании в Облдуму. Реальный срок Вяткину через несколько месяцев на апелляции был заменен на исправительные работы.
Оснований утверждать нет, но можно предположить, что судебный междусобойчик между «НПК «Пеленгатор» и АО «Элси» вместе с заменой Дрогалина на Вяткина и их проблемами с законом являются звеньями одной цепи – на этот вопрос ответит следствие. Тем более НПК «Пеленгатор» и АО «Элси» занимаются одним и тем же – разработкой электронных приборов.
Все упирается в «Ростех»?
Главными закупщиками НПК «Пеленгатор» являются АО «РСК «МИГ» (входит в ОАК и через нее в «Ростех»), АО «Ратеп» (входит в «Алмаз-Антей») и АО «НИИ «Экран» (еще одна дочка «Ростеха»). Компания была встроена в систему ОПК и «ростеховский» дивизион. Для нужд «Экрана» НПК «Пеленгатор» в 2017 году выполнял госконтракт на сумму в 60 млн рублей, а для «Ратепа» на 70,5 млн рублей. Возможно, деньги были украдены Дрогалиным и Богдановым именно с этих госзакупок.
Фото: Rusprofile.ru
До 2022 году учредителями НПК «Пеленгатор» значились ООО «Радар сервис инжиниринг», ООО «Радиокомпоненты» и Александр Курников. ООО «Радар сервис инжиниринг», по данным Rusprofile.ru, сегодня называется ООО «Ютексол» и не ведет коммерческой деятельности, зато на эту организацию записано ООО «Кодликс».
В этой же структуре до 2021 года в качестве учредителей значились ООО «Радиокомпоненты», а сам бизнес связан с курским предпринимателем Дмитрием Неклюдовым и Еленой Коробовой, которая имеет петербургский ИНН. Генеральным директором и учредителем закрывающихся сейчас «Радиокомпонентов» числится Валентин Голубенко – похоже, еще один партнер перечисленных предпринимателей.
А вот Курников значительно интересней – с 2019 по 2024 году он был генеральным директором ООО «АВС», также он является учредителем этой организации наряду с АО «Икар-Тех», которое через АО ГК «Икар» относится к ПАО АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Данный бизнесмен является партнером главы «Ростеха» Сергея Чемезова, с которым они часто сотрудничают – это видно по истории с процессорами «Эльбрус».
Проблема в беспилотниках?
Незадолго до задержания Дрогалин в течение двух лет был генеральным директором ООО «РАС» (Роботизированные авиационные системы). Почти одновременно с ним из учредителей ушел Сергей Ляхов, который в 2020-2021 года также был генеральным директором ООО «РАС». Теперь учредителем и генеральным директором компании является Максим Чуксин.
Фото: Rusprofile.ru
Компания продолжает работать, а последние финансовые данные, которые она опубликовала, датируются 2021 годом. Выручка ООО «РАС» тогда была 56 млн рублей, а чистая прибыль минус 413 тысяч рублей при дебиторской задолженности в 11 млн рублей и кредиторской – в 15 млн рублей. Теперь сведения по ООО «РАС» закрыты – видимо, это связано с Гособоронзаказом. Однако эта организация работает – в 2024 года она продолжала набирать на работу инженеров-конструкторов.
Вполне возможно, что ООО «РАС» занимается важнейшей для СВО темой беспилотников, а расследование против Дрогалина связано с проверкой аудиторов Минобороны данного направления, в которое в последние два с половиной года были вложены огромные деньги.
Новый этап проверок
Дело против Дрогалина и НПФ «Пеленгатор» открывает новую страницу в аудите состояния дел в Минобороны РФ. Ранее расследования касались хозяйственной части – кто сколько украл при госзакупках, строительстве и поставках в армию питания и обмундирования. Теперь дошло и до НИОКРов, а здесь по-настоящему непаханое поле для проверок.
Крупные госкорпорации (в первую очередь «Ростех») и фирмы из их дивизионов получили огромное количество госконтрактов на разработку и производство техники для нужд ВС РФ, но в рамках СВО к ним возникли такие же вопросы, как и к тыловому обеспечению.
Аудиторы проверяют Попова?
В эпоху Шойгу за НИОКРы в военном ведомстве и инновации отвечал генерал армии Павел Попов, которого бывший министр обороны забрал из МЧС. Под его началом находились такие структуры как главное управление научно-исследовательской и технологического сопровождения передовых технологий, главное управление развития информационных и телекоммуникационных технологий и главный научно-исследовательский испытательный центр роботехники. Итоги работы Попова в целом негативные, и проблема далеко не только в коррупции.
Павел Попов. Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_66780f5d402aef57de72be56_667813d2ce02fc440249ae10/scale_1200
Деятельность НПК «Пеленгатор» и ООО «РАС» полностью подпадает под это направление, однако Попов попался на мошенничестве при строительстве парка «Патриот». Речь в его деле идет о 30 млн рублей, другие фигуранты пошли на соглашение со следствием, поэтому вина генерала практически изобличена.
Как военные следователи вышли на НПФ «Пеленгатор»? Аудиторская группа Андрея Белоусова, видимо, проверяет все контракты, которые были заключены ведомством, и выявляет всё, где дебет не сходится с кредитом.
Сейчас идут самые вопиющие случаи, а затем их сменят схемы посложнее – маячит проверка госкорпораций, так что всем фигурантам необходимо начинать сушить сухари. После Шойгу остались авгиевы конюшни, но ведь и их можно расчистить.
Читать на "Утро Ньюс"