На параде в Вашингтоне 20 января будет мусоровоз, который ранее использовался в ходе предвыборной кампании Дональда Трампа в Грин-Бее, штат Висконсин. Трамп тогда в знак ...
Представитель инаугурационного комитета Трампа сообщил об этих деталях подготовки к параду изданию The Hill. Тем временем, в газета The New York Times от 15 января был помещен хвалебный обзор деятельности президента США Джо Байдена.
Сообщалось, что Байден положил конец войне в Афганистане, ставшей самой продолжительной войной в истории США. Он правил страной в условиях пандемии COVID-19 и стал первым американским президентом, посетившим Киев, или «зону боевых действий», как это назвала газета, сообщает корреспондент УтроNews.
Это был специальный обзор Питера Бейкера, главного корреспондента The Times в Белом доме. Байден войдёт в историю, «как временное правительство между двумя президентскими сроками Дональда Дж. Трампа», иронизирует Бейкер, цинично игнорируя факты.
В действительности, администрации двух последних президентов-демократов передавали и передают власть Трампу в условиях резкого обострения отношений Вашингтона с Москвой. При Бараке Обаме в Киеве произошел государственный переворот, спланированный США. Байден, как вице-президент и в то время куратор Украины, переворот готовил. При Байдене-президенте этот конфликт перерос в прокси войну НАТО с Россией на территории бывшей Украины.
Это худшее и самое токсичное, что мог получить Трамп в наследство от администрации Байдена. Но именно этот кризис большинство американских СМИ как-бы не замечают. На первое место ставят разгул миграции, инфляцию, преследование властями политических оппонентов [в частности, Трампа] и усиление стран, названных Майком Джонсоном, спикером Палаты представителей Конгресса США, «врагами Вашингтона».
Война Байдена с Россией
Администрация Байдена допустила ошибку, не договорившись с Путиным по Украине, заметило издание American Conservative. Но это была не «ошибка», а продуманная политика. Байден готовился и в первый же год своего президентства взял курс на обострение, координировал свои действия с европейскими членами НАТО, отвергнув предложения МИД России от декабря 2021 года.
К тому же «не договориться» еще не значит навредить своим же союзникам. Бывший глава Левой партии Германии Оскар Лафонтен призвал немедленно отменить антироссийские санкции и запустить «Северный поток». «Ни у кого не вызывает сомнений, что эти ключевые для Германии и Европы трубопроводы были повреждены при прямом или косвенном участии нашего ключевого партнёра», -- заявил Лафонтен на съезде партии «Союз Сары Вагенкнехт».
Потерявшим власть Демократам, остается наблюдать и ждать, как Трамп будет выходить из этого многослойного кризиса в отношениях с Россией. Он сам и его команда пока не проявляли интереса к координации с европейскими союзниками своих подходов к кризису на Украине. Скорее, для них ЕвроНАТОсоюз, как активный сторонник Байдена, является соучастником украинской авантюры.
Да и при всем желании координировать что-либо с Брюсселем практические невозможно. Как заявила CNN верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас, при «правильной поддержке» Украина все еще может победить. «Ставки для европейской безопасности высоки как никогда, — сказала она. — Масштабы гибридных атак по всей Европе уже резко расширились, и поражение Украины обойдется нам гораздо дороже дальнейшей поддержки».
Нужна ли Трампу такая Европа?
Подход Трампа «является наихудшим сценарием» для Европы, потому что он может привести к «сделке между Путиным, которая будет заключена в ущерб интересам безопасности Европы и Украины», — заявил немецкий депутат Норберт Рёттген, председатель комитета Бундестага по внешней политике.
В ноябре прошлого года Алекс Янгер, бывший глава британской разведки MI6, также выразил обеспокоенность по поводу Трампа в подкасте Financial Times.
«Он ялтинец до мозга костей, что в корне противоречит интересам Британии», — сказал Янгер.
Возвращение Трампа в Белый дом усиливает опасения европейцев по поводу вероятного сворачивания взаимодействия США с НАТО и военной помощи Украине. Марко Рубио, будущий госсекретарь, заявил, что для США важно иметь не просто союзников, а «способных» союзников. Он сказал, что предпочитает видеть в США «запасной вариант» на случай агрессии, а не основную оборонную силу, и что страны Европы должны взять на себя больше ответственности, внося больший вклад в свою безопасность.
За годы правления Байдена Евросоюз ослаб. Европе потребуются дополнительные инвестиции в размере 800 млрд евро (840 млрд долларов) в год, чтобы повысить конкурентоспособность и укрепить вооруженные силы, либо придется мириться с «медленной агонией», предупредил бывший президент Европейского ЦБ Марио Драги в своем докладе.
Дипломатические увертюры Трампа отсылают мир к Ялтинской эпохе. Его предложения по Гренландии и Панаме показывают, что избранный президент делает упор на силу, а не на нормы, комментирует агентство Nikkei положение дел накануне вступления Трампа в должность. Ранее Трамп уже демонстрировал готовность действовать через головы союзников США, отмечается в публикации.
«Построить хорошие отношения с Китаем»
Так считает Трамп, о чем он заявил в интервью консервативному политическому комментатору Хью Хьюитту. США могут «оставить дверь открытой», как для жёсткой, так и для примирительной политики по отношению к Пекину, хотя региональные союзники Байдена (Япония, Южная Корея, Австралия и др.) в основном уже были «заряжены» на противостояние с Китаем.
В начале декабря было объявлено о приглашении лидера КНР Си Цзиньпина на инаугурацию. Помощники Трампа объяснили такой жест необходимостью налаживания открытого диалога. Трамп также сообщил журналистам, что общался с председателем КНР Си Цзиньпином и что, по его словам, «Китай и Соединённые Штаты могут вместе решить все мировые проблемы».
В Восточной Азии новый хозяин Белого дома может столкнуться и с вопросами помельче, как, например, кризис в Южной Корее. Или хроническая враждебность Японии по отношению к КНДР. Или Тайваньский пролив и моря, прилегающие к Китаю, которые, с точки зрения Пекина, входят в периметр безопасности КНР.
Взгляды на Китай в команде Трампа расходятся между «ястребами», такими как Марко Рубио, которого Трамп выбрал на пост госсекретаря, и влиятельными предпринимателями, включая Илона Маска, а также сторонниками принципа «Америка прежде всего», к которым относится избранный вице-президент Джей Ди Вэнс.
«Китай лгал, мошенничал, взламывал и крал, чтобы добиться статуса мировой сверхдержавы», — заявил сенатор Марко Рубио, кандидат на пост госсекретаря.
США необходимо «сменить курс» и отказаться от экономической зависимости от Китая, чтобы проводить внешнюю политику, которая сделает страну более безопасной, сильной и процветающей, заявил Рубио. Сенатор — известный «ястреб», которому запрещен въезд в Китай. Он, в частности, заявил, что администрация Трампа поддержит AUKUS, связывающий США в военном отношении с Великобританией и Австралией.
Говоря о стремлении Си Цзиньпина «объединить КНР и Тайвань», Рубио сказал, что следует следить за тем, что китайский лидер говорит на китайском, а не за тем, что публикуется на английском в переводе. «По сути, они говорят о том, что это основополагающий и определяющий вопрос лично для Си Цзиньпина», — предупредил он.
В тоже время трудно представить, что Маск, связанный с Китаем масштабными проектами, займёт жёсткую позицию по отношению к Пекину. Хотя фракция «Америка прежде всего» обеспокоена усилением Китая. В любом случае, КНР признают в США в качестве «мировой сверхдержавы», что должно сдерживать Трампа и его команду от резких движений, хотя ревность к успехам китайцев преодолеть будет непросто.
Атмосфера в этой части мира скорее напряженная, хотя и не такая токсичная, как в Европе по отношению к России и Белоруссии. Ожидалось, что 19 января на территории США вступит в силу закон о запрете китайской социальной сети TikTok. В конце декабря прошлого года Трамп обратился в Верховный суд с просьбой отложить данную меру, чтобы у новой администрации была возможность решить вопрос переговорами.
Тем временем, администрация Байдена за несколько дней до окончания полномочий ввела новые правила, ограничивающие китайским компаниям, включая Huawei Technologies, доступ к технологическим новинкам и передовым чипам.
Так или иначе, во время второго президентского срока Трампа во внешней политике США могут наблюдаться и повышенная доля реализма, и определенная сдержанность, а также желание снизить напряжённость в отношениях с Пекином.
Если это так, то многочисленным союзникам Вашингтона, привыкшим беспрекословно следовать указаниям Барака Обамы, Джо Байдены, их советников и ставленников, скорее всего придется перестраиваться. Посмотрим.
Читать на "Утро Ньюс"