Глава МИД России Сергей Лавров назвал хорошими переговоры, проходившие в Эр-Рияде. «Раз были хорошие переговоры, позитивные, значит, позитивная атмосфера была. А позитивн...
.webp)
Это уже немало, учитывая, что отношения с Россий Вашингтон намеренно портил три последних десятилетия и опустил на самое дно. Хуже никогда не было, сказал помощник российского президента Юрий Ушаков. Так прямо и заявил, что «Хуже, чем было накануне прихода Трампа, наверное, не было».
Подробности в материале корреспондента УтроNews.
В Эр-Рияде разговор шел по всем вопросам, которые планировали обсудить, в том числе сближение позиций РФ и США и контакты по Украине. Стороны договорились обеспечить скорейшее назначение послов в обеих столицах. В Госдепартаменте сказали, что договорились создать переговорные группы по Украине, по вопросам общих геополитических интересов.
Отвечая на вопрос, когда состоится встреча российского и американского лидеров, Лаврова сказал: «Когда договорятся президенты».
Приоритеты первых недель
Прошло четыре недели, как Дональд Трамп принял присягу и вновь занял Овальный кабинет Белого дома. Россия оказалась в первом ряду вопросов, интересующих Трампа больше всего.
На первом месте -- Израиль, на втором – Япония, на третьем – Индия. Европе и, в частности, Евросоюзу тоже определили «место», скорее на него указали. Наиболее убедительно это сделал вице-президент США Джей Ди Вэнс, выступив в Мюнхене на конференции по вопросам безопасности. Похоже, что трансатлантический альянс ждут перемены.
Но Трампу нужны успехи на внешнем контуре. Похоже, что ЕвроНАТОсоюз в число приоритетов его администрации не входит, как и бывшая Украина. Быстро остановить конфликт на ее территории не получится. Тем более, что главные европейские политики к этому и не стремятся. Напротив, готовы продолжать помощь режиму нацистов и международных террористов в Киеве.
Возможно, что яркого успеха Трамп может добиться, встретившись с Владимиром Путиным. Прежде всего, чтобы обсудить пути выхода из конфликта на Украине. Ему нужен «срочный выход» из того тупика, в который завел Америку его же предшественник, экс-президент Джо Байден.
Как все сложится после переговоров в Эр-Рияде? Надежда на успех в организации встречи на высшем уровне забрезжила, но препятствий на пути, ведущему к завершению общего конфликта (не только украинского) остается много. Среди них и Зеленский, и иррационально русофобская политика Брюсселя, и те остатки американской помощи, которые Киев продолжает получать.
Поворот к Азии, …
До истечения символических «первых ста дней» остается два месяца. Этот период может многое определить наперед. В том числе, как команда Трампа будет воспринимать Россию. В том числе, будет ли смотреть, как на державу, исторически соседствующую с Америкой на Тихом океане.
С Азией, как может показаться, у Трампа все как бы проще. Если не считать его раздражения по поводу заметного усиления Китая и той волны эмоций, которую вызывает БРИКС. Как говорят, «пока вас не было», за четыре года в Тихом океане много воды утекло. Многое упрочилось, выросло стало сложнее. В том числе, интересы России в Северо-Восточной Азии (СВА), особенно в отношениях с Китаем, КНДР, АСЕАН и Индией.
Министр обороны США Пит Хегсет, выступая 12 февраля в Брюсселе, предупредил, что Америка сосредоточится на «сдерживании Китая». Япония, на территории которой находится более 80 военных объектов США и больше американских солдат за пределами США, за исключением Европы. Там после начала СВО общая численность американских военнослужащих в Европе выросла более чем на 35 тыс. человек и впервые с 2006 года достигла почти 100 тысяч.
Японии играет в СВА ключевую роль. Военная стратегия и приготовления Токио направлены на Китай и КНДР, но объективно задевают интересы России.
… особенно к Индии
Можно сказать, что Трамп не скрывает, что может действовать против интересов России в Азии. В частности, в беседах с японским и индийским премьерами он говорил о переориентации японского и индийского импорта энергоресурсов на США. Причем за счет отказа от российских поставок.
Но Индия уже стала крупнейшим покупателем российской сырой нефти (большая часть которой поступает на западные рынки в виде нефтепродуктов). Стороны заключили крупнейшую энергетическую сделку, подписав 10-летнее соглашение о поставках 500 тыс. баррелей нефти в сутки, что примерно равно половине российского морского экспорта нефти. Восточный морской коридор Ченнаи-Владивосток сократил время доставки и транспортные расходы при импорте в Индию нефти, сжиженного природного газа и удобрений. Это помогло Индии стать вторым по величине торговым партнёром России.
Как утверждают, Индия также стала важным поставщиком технологий. Поэтому в 2024 году министерство финансов США объявило о санкциях в отношении 19 индийских организаций в рамках расследования случаев уклонения от санкций. Все это происходило на фоне той ярой русофобской политики, которую проводила администрация Байдена.
Нью-Дели от добрых отношений с Россий отказываться не планирует. Министр обороны Индии Раджнатх Сингх назвал дружбу между двумя странами «выше самой высокой горы и глубже самого глубокого океана». Министр иностранных дел Индии С. Джайшанкар назвал двусторонние отношения Индии и России «единственной константой» в мировой политике за последние полвека.
За «здравый смысл» в политике?
Будем исходить из того, что в Европе команда Трампа, выступающая за «здравый смысл» в политике, решительно отказывается от наследия Байдена. Курс на дистанцирование США от Европы не противоречит интересам России. Но нельзя не заметить готовности США противодействовать интересам России в Азии.
Было бы вполне обоснованным считать, что «поворот США к Азии» есть и фактический поворот Трампа к России, которая на Тихом океане и в Азии тоже присутствует во всей своей «стратегической полноте», включая не только экономические и политические интересы, но и законную озабоченность своей безопасностью.
Россия стремится поддерживать добрые отношениями с соседями и использовать связи с ними в интересах развития. Если блоковые связи США в Европе могут ослабнуть, то своими первыми шагами на внешнем контуре Трамп показал, что Индо-Тихоокеанский регион становится для Вашингтона всё более важным в плане строительства закрытых группировок.
В 2025 году Трамп планирует визит в Индию для участия в саммите QUAD -- «квадрата» в составе США, Японии, Австралии и Индии. Госсекретарь Марко Рубио уже провёл встречу министров иностранных дел стран «четвёрки».
Сама эта индо-тихоокеанская идея во многом была сформирована политическими конкурентами Трампа, еще во времена администраций Барака Обамы и Джо Байдена. В 2011 году президент Барак Обама выдвинул стратегию «поворота к Азии». Эта концепция была предложена японским премьером Синдзо Абэ и стала частью либерального порядка, основанного «на правилах».
Когда 47-ой президент США первый раз вступил в должность в 2017 году, то он назвал все это всеобъемлющей стратегией «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». Посмотрим, какой будет эта «открытость» в 2025 году.
Читать на "Утро Ньюс"