Структура уральских бизнесменов Ивана Кузовлева и Максима Паняка – "Золотое яблоко", ведёт переговоры о покупке завода по производству косметики. В развитие бизнеса они ...
.webp)
В ситуации разбирался корреспондент УтроNews по Свердловской области.
Происхождение первоначального капитала соучредителей компании "Золотое яблоко" Максима Паняка и его одноклассника Ивана Кузовлева покрыто тайной. В красивые истории о том, что два друга открыли в девяностые в центре Екатеринбурга небольшой павильон с косметикой, а затем засучили рукава и много работали, верится слабовато.
Чтобы понять возможные источники финансирования, стоит обратить внимание на деятельность отца Максима Паняка, Стефана Григорьевича, родившегося во Львовской области в суровом 1942 году, в период немецкой оккупации. Правда, украинская Википедия утверждает что для Стефана Григорьевича "оккупация" началась чуть позже, в годы Советской власти, при которой он учился в Львовском государственном университете имени Ивана Франко. Получив профессию геолога, Стефан Паняк отправился в самое "логово оккупантов", на Урал, изучать месторождения полезных ископаемых.
Надо отдать должное, в своей профессии Стефан Григорьевич весьма преуспел, защитил докторскую и стал профессором. Но кроме геологии им много лет владела совсем другая, пламенная страсть: политика. Ещё до развала СССР, в 1991 году, он стал сопредседателем городского движения "Демократический выбор – демократическая Россия". Постоянно выступая в прессе, он последовательно отстаивал "права украинцев, проживающих на территории России", которые, якобы, систематически нарушались.
С трибун всевозможных "международных демократических конгрессов", которые он не пропускал, Паняк-старший говорил о необходимости создания "суверенного государства Украина". Можно с большой долей вероятности предположить, что эта его деятельность щедро финансировалась за счёт всевозможных зарубежных грантовых программ, не жалевших денег на развал СССР, а затем и ослабление России. О том, что в те годы подобные деятели получали серьёзную поддержку из-за океана, известно всем.
Так что, Максиму Паняку, с ранних лет вдыхавшему пьянящие ароматы западных демократических свобод, было на что открыть собственный душистый бизнес…
Как Кузовлев и Паняк "Казань брали"
Учредители "Золотого яблока" не ищут лёгких путей и любят "поиграть мускулами", демонстрируя свои лоббистские возможности. Например, площадкой для развития своей сети они ухитрились сделать казанский рынок, известный своей закрытостью и сильными местными бизнес-кланами, которые неохотно пускают чужаков. Компания сумела закрепиться здесь, воспользовавшись моментом, когда за привлекательный участок земли площадью всего 9 соток по улице Островского, 47, развернулась настоящая битва между местными игроками.
Этот участок, ранее занимаемый сувенирными лавками Центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ (принадлежавшими Нури Мустафаеву) и павильонами торговой сети "ХороШоу" (Расула Садриева), стал предметом ожесточенной борьбы. На аукционе за него сражались 11 предпринимателей, включая такую влиятельную фигуру, как собственник рынка на Пионерской и бывший глава "Элекона" Николай Ураев. В итоге, несмотря на конкуренцию, "пришлым" бизнесменам удалось одержать верх, правда, заплатив за аренду участка цену, в 11 раз превышающую стартовую.
Однако, похоже, местным элитам удалось взять реванш. Вскоре "Золотое яблоко" оказалось в центре скандала, связанного с правилами продажи и оборота подарочных карт. По требованию управления Роспотребнадзора по Татарстану, суд в Екатеринбурге обязал ООО "Екатеринбург Яблоко", владельца сети, прекратить нарушение законодательства. Причина претензий заключалась в том, что подарочные карты компании имели трехлетний срок действия, после чего оставшиеся на них средства оставались у самой компании. Роспотребнадзор настоял на том, чтобы карты стали бессрочными.
Пятна на позолоте
Да что там Казань! Основатели "Золотого яблока" Панюк и Кузовлев, демонстрируют амбициозные планы, стремясь к открытию крупной штаб-квартиры в Златоглавой. По состоянию на середину 2025 года, компания активно ищет офисное пространство площадью от 10 до 12 тысяч квадратных метров. Цель такого шага – объединить разрозненные подразделения и создать задел для дальнейшего роста и расширения.
Но, Москва, как известно, не верит ни слезам, ни сомнительным ароматам. Московский рынок уже успел преподнести компании ряд неприятных сюрпризов, омрачивших ее репутацию. Один из таких инцидентов произошел с клиенткой, которая, воспользовавшись услугой курьерской доставки, столкнулась с неприемлемым поведением со стороны сотрудника. По всей видимости, курьер, предположительно мигрант из южных регионов, начал отправлять ей непристойные смс-сообщения, сопровождаемые снимками ещё более непристойного содержания.
Ситуация усугубилась скандалом, разгоревшимся в интернете, связанным с кадровой политикой "Золотого яблока" и предполагаемыми нарушениями трудового законодательства. В сеть попало видео, на котором руководитель компании настаивает, чтобы сотрудник, попавший под сокращение, уволился по собственному желанию. Таким образом топ-менеджер, пытался избежать выплаты положенных по трудовому законодательству компенсаций.
Эти инциденты вызвали волну возмущения в социальных сетях, нанеся серьёзные удары по репутации компании.
Скверные протесты
Но все эти бизнес-скандалы меркнут на фоне политических перфомансов учредителей компании "Золотого яблока", которые в нынешней ситуации выглядят не просто вызывающе, а непозволительно и нагло.
В начале статьи мы уже говорили об отце одного из учредителей "Золотого яблока" Стефане Григорьевиче Паняке и о его последовательной позиции, направленной на развал СССР и раскол между двумя братскими славянскими народами – русским и украинским. Годы не изменили его взглядов.
В 2014 году Стефан Паняк открыто поддержал Майдан, назвав его "совестью нации", а ложью и подтасовками всё, что рассказывали о событиях на Украине российские СМИ. С большим воодушевлением Паняк поддержал государственный переворот на Украине и свержение законно избранного президента Януковича , гневно осудил присоединение Крыма к России, нашёл слова оправдания и для "Правого сектора"*, заявив, что "он появился, чтобы защитить Майдан".
В нашем случае, правило "сын за отца не отвечает" не работает. Здесь, скорее, подойдёт другая русская поговорка: про яблоко, которое, как известно, далеко от яблони не падает. Практически, в буквальном смысле. Это показали прогремевшие на всю страну протестные акции против строительства в Екатеринбурге православного храма. Тогда, под видом "защиты сквера" провокаторы вывели на митинг молодёжь, и сеть магазинов "Золотое яблоко" оказалась чуть ли не единственной бизнес-структурой, открыто выразившей поддержку протестным акциям.
Сотрудники компании активно участвовали в онлайн-кампаниях и даже посещали место протеста группами. Оказывалась ли компанией финансовая поддержка акции, сказать сложно. Но то, как были организованы протесты в Екатеринбурге, невольно наталкивает на "киевский след" и заставляет вспомнить про "главного украинца Урала" Стефана Панюка и его отпрыска.
Студенты, лозунги, провокационный повод, нарастающая напряженность и нерешительность местных властей. Участники скандировали лозунги, выражающие радикальные настроения, в то время как полиция занимала выжидательную позицию, а губернатор пытался наладить диалог, но было уже поздно. Один из местных журналистов – военный корреспондент Сергей Стешин тогда указывал на значительное присутствие американского консульства, множества НКО и структур, связанных с оппозицией, в Екатеринбурге. Он также упоминал о телемостах с украинскими студентами и политиками, подчеркивая, что город является точкой напряжения, привлекающей повышенное внимание.
Связь между действиями "Золотого яблока" и политическими взгляды Стефана Паняка – отца одного из учредителей компании в этой истории прослеживаются очень отчётливо. Наблюдаемый рост сети магазинов "Золотое яблоко" наводит на мысль о наличии у компании влиятельных покровителей. Это предположение подкрепляется тем, как благосклонно к ней относятся судебные инстанции. Так, Свердловский арбитражный суд принял сторону владельцев "Золотого яблока", которые владеют значительной частью помещений в офисном центре "Гермес Плаза" в Екатеринбурге.
Другие собственники здания требовали демонтажа незаконной надстройки над пятиэтажным домом. Четверо предпринимателей, владеющих помещениями в этом центральном здании, утверждали в суде, что возведение шестого этажа было проведено без соблюдения законных процедур и без согласия других совладельцев. По их словам, реконструкция, проведенная восемь лет назад, нарушила их права и интересы, создала угрозу для здоровья людей, привела к уменьшению общей площади собственности и затруднила доступ на крышу. Но суд принял сторону владельцев "Золотого яблока".
Особенно подозрительно успехи компании выглядят на фоне мутных схем, где активы распределены между несколькими фирмами, а финансовые потоки непрозрачны, и, по всей видимости, используются для ухода от налогов или сокрытия реальных владельцев бизнеса. Использование ООО "УК "Кристалл" для управления сетью магазинов и ООО "ИК Джи Эй Групп" указывает на попытку размыть ответственность и усложнить отслеживание денежных средств.
Связи с Алексеем Тимощуком, чья компания причинила ущерб Уралвагонзаводу, так же не добавляет и без того, дурно пахнущей деловой репутации Паняка и Кузовлева, цветочных ароматов. Дальнейшая судьба основателей "Золотого яблока" также заслуживает внимания: есть данные, что они давно покинули пределы России: Иван Кузовлев переехал на ПМЖ в Казахстан, Паняк в разгар специальной военной операции был замечен в Европе. Остаётся задаться вопросом: как распределяется прибыль российских бизнесменов, явно не пылающих патриотическими чувствами? Вряд ли стоит сомневаться в том, что западные грантодатели, финансово поддержавшие в своё время Стефана Панюка, отца одного из основателей "Золотого яблока", знают как потребовать у его сына Максима "должок".
*признан террористической организацией и запрещен на территории РФ
Читать на "Утро Ньюс"